е и з в е с т н о е о б и з в е с т н о м
Дамский трехколесный велосипед.
Англия. Завод фирмы «Рудк». Ковентри. Конец XIX в.
Николай II
с наследником Алексеем среди матросов
«Полярной Звезды» в 1913 г
Великая княжна Ольга Николаевна
на велосипеде.
Петергоф. 1911 г.
ками и болячками, то для цесаре-
вича они были смертельно опасны.
Но он был мальчиком, и родители
хотели, чтобы он рос нормальным
ребенком. Поэтому когда цесаревич
был маленьким, его катал на велоси-
педе дядька-матрос А. Е. Деревен-
ко. Так, на одной из фотографий,
сделанных в Германии осенью 1910
года, шестилетний мальчик сидит в
специальном сиденье, закрепленном
над передним колесом велосипеда.
Когда цесаревич подрос, ему
разрешили кататься на трехколесном
велосипеде. Первый велосипед на-
следник получил в шесть лет, то есть
в 1910 году. Этот велосипед Алексей
Цесаревич Алексей с дядькой
матросом А. Е
. Деревенко.
1910 г.
Германия. Мюрценберг
Николаевич получил в подарок от
рижского купца Александра Лейт-
нера, который владел фабрикой ве-
лосипедов и автомобилей «Россия».
Вместе с велосипедом Алексею «на
вырост» был подарен буклет фирмы
с видами цехов и перечнем «взрос-
лых» велосипедов8. В благодарность
царская семья отдарилась золотым
портсигаром с изображением госу-
дарственного герба.
Свой второй велосипед фирмы
«Дукс Ю. А. Меллер» наследник
получил в 1913 году. Эта фирма
была основана в Москве выходцем
из Прибалтики Ю. А. Меллером в
1895 году. В мастерской Меллера
занимались сборкой велосипедов
из комплектующих, закупаемых за
границей. Надо заметить, что в 1913
году велосипедные фирмы «Россия»
и «Дукс» получили крупные заказы
Военного министерства на поставку
велосипедов в армию.
Это был трехколесный велоси-
пед, на котором цесаревич снялся
несколько раз весной 1913 года9. В
это время цесаревичу исполнилось
девять лет.
В Петергофском музее хранится
подобный трехколесный велоси-
пед, заявленный как «дамский».
Этот велосипед очень напоминает
велосипед цесаревича, поскольку
на «велосипеде 1913 года» также
поставлена дамская рама. Надо за-
метить, что для цесаревича это был
не просто велосипед.
Дело в том, что осенью 1912 года
цесаревич едва не умер от травмы
бедра. Последствием этой истории
стала хромота цесаревича, посколь-
ку он не мог полностью разогнуть
травмированную ногу и ходил,
7
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 6 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст