Н
е и з в е с т н о е о б и з в е с т н о м
Трехколесный велосипед цесаревича Алексея.
1888 г. Германия
сильно хромая. Поэтому цесареви-
ча во время торжеств, связанных с
300-летием дома Романовых, носи-
ли на руках казаки Собственного
Конвоя.
В начале 1913 года лечащие вра-
чи пришли к мысли, что цесаревичу
необходим велосипед специальной
конструкции, для того чтобы разраба-
тывать травмированную левую ногу.
В феврале 1913 года в Алексан-
дровский дворец Царского Села был
вызван представитель фирмы «Дукс
Ю. А. Меллер» Михаил Щипанов
для ремонта старого велосипеда
наследника. Тогда же с мастером
переговорили врачи, подробно
оговорив особенности конструк-
ции нового «спецвелосипеда». Как
писал лечащий врач цесаревича
В. Н. Деревенко, «он много над
этим потрудился, выдумав сперва
трехколесный велосипед Его Им-
ператорского Высочества Государя
Наследника Цесаревича. Но этот ве-
лосипед оказался слишком малым,
и фирме “Дукс” был заказан новый
велосипед, который фирма вскоре и
имела честь принести с Высочайше-
го Ея Императорского Величества
Соизволения Государю Наследнику
Цесаревичу в дар. И в этом велоси-
педе пришлось выдумывать форму
и величину педалей, руля и седла,
сообразно предъявленным нами
требованиям и нашим указаниям.
Велосипед с выдуманной педалью
явился своеобразным ортопедиче-
ским аппаратом, на котором Госу-
дарь Наследник Цесаревич катался
и с большой для себя пользой и с
большим удовольствием. В течение
нескольких месяцев этот аппарат
являлся незаменимым»10. Следует
заметить, что спецзаказ был по-
лучен мастером 23 февраля и уже
3 апреля 1913 года новый велоси-
пед, стоивший фирме 250 руб., был
готов. Врачи обосновывали необ-
ходимость изготовления подобной
конструкции следующим образом:
«Велосипед желательно иметь
теперь, т.к. для Его Высочества это
не только забава, но и ортопедиче-
ский прибор.
..»11
Надо сказать, что езда цеса-
ревича на этом «ортопедическом
аппарате» оказалась настолько
эффективной, что весной 1914 года
тот же самый Михаил Щипанов уже
переделывал этот «ортопедический
аппарат» в обычный велосипед. Как
писал В. Н. Деревенко в августе 1914
года, «на днях мне вновь пришлось
увидеть мастера, вызванного для
того, чтобы превратить велосипед-
ный аппарат вновь в велосипед,
т. к. Государь наследник Милостию
Божией здоров»12.
Конечно, императорская семья
тогда же в апреле 1913 года отбла-
годарила велосипедный магазин.
Императрице Александре Федоровне
чинами ее Канцелярии были предло-
жены два варианта: либо выплатить
фирме стоимость велосипеда, либо
выразить фирме «благодарность от
августейшего Наследника Цесареви-
ча имени». Императрица выбрала по-
следний вариант, в котором была за-
интересована и фирма-изготовитель.
В сентябре 1914 года мастер Михаил
Щипанов получил «за труды по
устройству для Наследника Цеса-
ревича в 1913 году специального
велосипеда» золотые часы с цепочкой
с изображением государственного
герба, стоимостью 200 руб.
Следует также добавить, что
в некоторых иллюстрированных
изданиях приводится фотография
трехколесного велосипеда, заяв-
ленного как велосипед наследника-
цесаревича.
При этом совершенно очевидно,
что конструкция 1888 года про-
сто по определению устарела и не
могла использоваться для ребенка-
инвалида.
1
Великий князь Сергей Александрович: биографические материалы. Кн. 1: 1857-1877. М., 2006. С. 330.
2
Там же. С. 331.
3 РГИА. Ф. 525. Оп. 3. Д. 8. Л. 203 / / Денежные документы по расходу и приходу сумм Его Императорского Величества за 1896 г.
4 Там же. Л. 211.
5 Там же. Л. 242.
6 Там же. Д. 3. Л. 43 / / Бухгалтерская книга по суммам Его Императорского Величества. 1914-1917 гг.
7 РГИА. Ф. 525. Оп. 3. Д. 535. Л. 65 / / Денежные документы по суммам Государя Императора. Январь 1917 - март 1918 г.
8 РГИА. Ф. 525. Оп. 2 (213/2711). Д. 207 / / Лейтнер Александр. Рижский купец, владелец фабрики велосипедов и автомобилей
«Россия». О пожаловании ему золотого портсигара с изображением герба за поднесение велосипеда для наследника цесаревича. Вы-
резки из буклета с видами цехов. Каталог. 1910 г.
9 РГИА. Ф. 525. Оп. 2 (216/2714). Д. 132 / / О поднесении велосипеда наследнику велосипедной фирмой «Дукс Ю. А. Меллер».
1913 г.
10 РГИА.Ф. 525. Оп. 2 (216/2714). Д. 132. Л. 13 / / «Дукс Ю. А. Меллер», фирма велосипедов. 1913 г.
11 Там же.
12 Там же.
8
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 7 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 9 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст