возможность выбора. Для них не су-
ществует государственных границ,
и человек, не выходя из дома, при-
общается ко всему разноголосому
потоку информации. Я по малолет-
ству не могла, конечно, оценить дей-
ствительно прекрасные технические
характеристики появившегося в на-
шем доме радиоприемника, но мне
очень нравился его внешний вид:
обтекаемый корпус благородной
формы, из дерева, покрытого лаком,
как скрипка, и особенно изумрудно-
зеленый глазок настройки, зажи-
гавшийся при включении. Вместе
с приемником в нашу жизнь вошел
совершенно новый музыкальный
жанр - американский джаз.
Учеба в первом классе совпала
у меня с началом обучения игре на
фортепиано. Мама, переживавшая,
что моему брату, имевшему абсо-
лютный музыкальный слух, война
и эвакуация с частыми переездами
из одного города в другой помешали
заниматься музыкой, хотела дать
такую возможность мне.
Уроки музыки, на которые я
стала ходить по понедельникам
и четвергам, вела замечательная
учительница - Тамара Павловна
Сербина. Занятия проходили в клу-
бе, в специальном классе, где стоял
рояль. Тамара Павловна была всег-
да приветлива и очень терпелива,
учила правильно ставить и снимать
руку, распускать запястье и отли-
чать allegro non troppo от andante
sostenuto. Учиться было интересно,
и уже скоро, через две-три страницы
после русской народной песни «Хо-
дит ветер у ворот» («стаккато играть
короче, шестнадцатые - легче»)
и «Заиньки» А. Гедике, начались
коротенькие ригодоны, менуэты,
буррэ Л. Моцарта и гавоты Жана-
Батиста Люлли («гавот - играть
веселее, это танец, а не колыбельная
песня»). Когда я доросла до произ-
ведения Людвига ван Бетховена
«Сурок», она рассказала мне целую
историю о том, как давным-давно в
Германии и Швейцарии были бед-
няки, которые ходили по городам
с шарманкой и дрессированным
маленьким сурком и зарабатывали
себе на хлеб. Чтобы я до конца
почувствовала дух этой песенки,
она иногда напевала мне эту тро-
гательную историю то по-русски,
то по-французски. И не зря, ведь
и почувствовала, и запомнилось -
avec la marmotte.
n
о в р е м е н н ы е м е м у а р ы
Так как дома инструмента у нас
не было, готовить домашние зада-
ния я тоже ходила в клуб. Это было,
как правило, во второй половине
дня, ближе к вечеру. Чтобы дойти
до класса, надо было подняться на
один этаж, пройти аванзал, затем
коридор, затем подняться по лест-
нице, ведущей на следующий этаж.
В углах прятался полумрак, мои
шаги гулко звучали в огромном и
безлюдном старинном здании, и
им гулко отзывалось сердце. На
лестнице висела красивая люстра
елизаветинской эпохи на длинном
шнуре. Дойдя, наконец, до класса
и ощущая за спиной всю пустын-
ность и безлюдность окружавших
меня помещений, я включала свет,
усаживалась за рояль, стоявший в
середине комнаты, открывала его
крышку и начинала разучивать за-
данное на дом.
Стены музыкальной комнаты
украшали две картины в потемнев-
ших золоченых рамах. Одна была
в духе мрачного романтизма и изо-
бражала фантастический морской
сюжет. На второй, исполненной в
реалистической традиции, у мра-
морной балюстрады стояла девочка
из XIX века. Она словно задержа-
лась на мгновение и, положив руку
на перила, внимательно смотрела
на зрителя. Ей было столько же
лет, сколько и мне в то время, у нее
были красивые волнистые кашта-
новые волосы, схваченные сзади
бантом, и немного грустные глаза.
Время года, видимо, осень, потому
что девочка была в узком сером
дорожном пальто с воротником и
манжетами из черного бархата. Эта
девочка-ровесница на картине была
тоже одна, но при ней разучивать
«Смелого наездника» Р. Шумана
было все-таки не так одиноко.
После занятий музыкой я ино-
гда шла на каток - посмотреть, кто
там и как катается - и поскользить
самой, хоть и без коньков, по гладко-
му льду. Темно-синюю папку с тол-
стой «Школой игры на фортепиано»
я опускала в снег. Своим ребром она
резала сугроб и легко уходила в его
рыхлую глубину, да так, что даже
ручки из витого шелкового шнура
не были видны. Сверху оставалась
только тонкая щель непонятного
для постороннего глаза проис-
хождения. Дома удивлялись, почему
у папки мокрые ручки и с боковых
тесемок стекают капли.
8 0
Пианино было куплено мамой,
когда я перешла в шестой класс.
Только много позже, став оконча-
тельно взрослой, я поняла, каких
трудов ей стоило накопить денег,
которых и так всегда было в обрез,
на такую дорогую вещь.
Тамара Павловна к тому вре-
мени уже почему-то перестала
работать у нас, и поэтому я стала
ездить на частные уроки на Мойку,
к Риве Аркадьевне, которая была
«в положении» и, конечно, больше
занималась подготовкой к пред-
стоящему событию, чем уроками.
Потом она передала своих учеников
приятельнице, и ездить пришлось
еще дальше - на Марата. Большого
впечатления ни те, ни другие заня-
тия не оставили.
По субботам в клубе устраива-
лись танцы для курсантов. Чтобы «с
улицы» не приходили толпы каких
попало девушек, каждому курсанту
выдавался номерок-жетончик с тем,
чтобы он мог встретить приглашен-
ную им лично девушку у входа со
стороны Съездовской, проводить ее
до гардероба, помочь раздеться.
Нам, детям, никто не запрещал
смотреть, как танцуют взрослые, и
слушать живую музыку, ведь в зале
всегда играл свой оркестр. Смотре-
ли мы из коридора, шедшего вдоль
аванзала. По обе стороны коридора
были высокие окна, одни выходили
во внутренний двор, другие - в
танцевальный зал. Под окнами, вы-
ходящими в зал, стояли широкие
каменные сиденья, с которых очень
удобно было, хотя и сидя боком,
смотреть на танцующих, которых это
совершенно не смущало. Девушки
приходили в нарядных платьях,
переобувались в туфельки на каблу-
ках и с воодушевлением отдавались
танцам, в те годы очень невинным -
то были вальсы, польки, краковяк, а
также па-де-патинер, что по-русски
значит танец конькобежцев, о чем
громко объявлял распорядитель.
Особенностью этого танца был
скользящий шаг. Именно там мы
узнали, что бывает и «белый танец»,
когда дамы приглашают кавалеров.
Музыка сопровождала еже-
дневную жизнь городка. Когда
курсанты строем шли на стадион
или в столовую, они пели «Стоим
на страже всегда, всегда!.
.» или «Не-
сокрушимая и легендарная, в боях
познавшая ра-а-а-дость побед.
..», а
по выходным дням в теплое время
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 79 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 81 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст