п
о в р е м е н н ы е м е м у а р ы
года - ранней осенью или поздней
весной - они выходили на Съез-
довскую и, чеканя шаг, проходили
ее всю, с песней, затем у Тучкова
моста разворачивались и шли на-
зад. Жильцы домов по Первой и
Съездовской линии, заслышав
звонкую песню, исполнявшуюся
хором крепких молодых мужских
голосов, открывали окна, выходили
на балконы и любовались краси-
вым зрелищем, махали курсантам
рукой, иногда даже аплодировали.
С особым воодушевлением всегда
исполнялся «Марш энтузиастов» -
«Нам нет преград ни в море, ни на
суше.
..». Оптимизм великой Победы
еще не угас, не выветрился.
Как я уже писала, мой отец
был кадровым офицером и в этом
училище преподавал военную то-
пографию и тактику. Поскольку
ему приходилось много заниматься
составлением карт местностей и на-
селенных пунктов, в его командир-
ской сумке-планшете в специаль-
ных тесных кожаных карманчиках
всегда находились идеально отто-
ченные карандаши с графитовыми
и цветными грифелями.
Хотя понятия мягкости и твер-
дости карандашей усвоены были
мной с раннего детства, я так ни-
когда и не научилась затачивать их
так же красиво, как это умели делать
мой отец и брат. Там же, в планшете,
находилась и специальная про-
зрачная командирская линейка,
предмет моих вожделений, так как
с ее помощью очень легко можно
Курсанты на торжественном майском прохождении в училище
было чертить ровные волнистые и
зубчатые линии, а также кружочки,
овалы и ромбы разных размеров.
Отец знал и любил свое дело,
о чем свидетельствуют письма во-
енного времени от его курсантов,
сохранившиеся в семейном архиве:
10^1-42 Здравствуйте, т. капи-
тан Шадров!
В связи с тем, что время идет,
а подытожишь небольшой про-
межуток драгоценного времени и
задаешь себе вопрос «Что ты сделал
полезного для усовершенствования
военных знаний, ранее полученных
в учебе?». Сейчас я могу с полной
ясностью заявить вам, что, занима-
ясь на К.П.П.С. в Мензелинске, я по-
лучил знания по всем дисциплинам
и особенно по топографии. Мне при-
ходилось дважды быть на К.У.П.С.,
где я слушал курс топографии, не
считая мензелинских курсов, и я
делаю вывод, хотя он был мною
сделан еще в период пребывания на
курсах в Мензелинске. Я немного
скажу - от вас я получил действи-
тельные знания по топографии. Я
часто вспоминаю, с какой любовью
вы преподносили нам урок топо-
графии. Так может делать только
тот преподаватель, который любит
свой предмет. Мы вас ежедневно
вспоминаем как самый лучший при-
мер в учебе.
Сейчас у нас здесь также есть
топография как дисциплина, но то,
что я здесь получаю, по существу, не
дает и половины ранее полученной
Отец готовится к занятиям
План вводной лекции
8 1
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 80 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 82 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст