Г
о р о д д а л е к и й и бли зки й
Санкт-Петер
і
на Лондонских Всемирных выстави
1 8 5 1 и
1 8 6 2 годов
А.
С. Соколов
8 4
Идея проведения Всемирных
универсальных выставок, задуман-
ных как международные конкурсы-
демонстрации новейших дости-
жений промышленности, науки,
техники и культуры, возникла в
середине XIX века. То было время
быстрого развития капитализма и
мирового рынка, важных научных
открытий, изобретений и бурного
технического прогресса, открывших
эру индустриального общества.
Широкое применение паровых
двигателей качественно изменило
европейскую и американскую про-
мышленность. Фабричное серийное
производство сельхозмашин позво-
лило заметно поднять производи-
тельность труда в аграрном секторе
экономики. Прорыв в овладении
пространством совершили пароход-
ный и железнодорожный транспорт,
телеграф, сблизив города, страны и
континенты. В различных областях
художественного творчества в то же
время возникли новые эстетические
идеи и концепции. Новые стили, на-
правления и великие имена появи-
лись в литературе, изобразительном
искусстве, музыке, архитектуре.
..
Большой шаг в своем развитии сде-
лали фототехника и фотоискусство.
На новую ступень познания мира
поднялись естествознание и обще-
ствознание.
Вопреки международным кон-
фликтам и военным столкновениям
второй половины Х1Х-ХХ веков,
Всемирные выставки сразу же
органически и надолго вписались
в мировую жизнь и культуру, став
витриной и визитными карточками
прежде всего европейской цивили-
зации с ее идеей рационального и
благотворного техногенного про-
гресса, культом новизны и непре-
рывного движения вперед. На
протяжении полутора столетий
они вызывали огромный интерес и
общественный резонанс. Почти на
всех выставках были представлены
российские экспозиции, составной
и непременной частью которых
являлись петербургские экспонаты.
Будучи центром промышленной,
торговой, финансовой, администра-
тивной, политической и культурной
жизни империи, Санкт-Петербург,
как правило, доминировал среди
других российских участников.
Первую Всемирную выставку
устроила в своей столице ведущая
и самая богатая промышленная
держава, «мастерская Европы» и
геополитический лидер - Велико-
британия, стремившаяся к свободе
международной торговли и раньше
других осознавшая плодотвор-
ность и перспективы подобных
глобальных мероприятий. Ее орга-
низатором являлось Королевское
общество искусств, мануфактур и
торговли, а подготовку курировала
Королевская комиссия во главе
с супругом королевы Виктории
принцем Альбертом. 1 мая (19 апре-
ля) 1851 года в Лондоне королева
Виктория торжественно открыла
«Великую выставку изделий про-
мышленности всех наций» («The
Great Exhibition of the Works of
Industry of All Nations»), в которой
участвовали 32 страны и было пред-
ставлено более 17 тысяч экспонен-
тов1. (Приглашение иностранных
государств на ту и последующие
выставки осуществлялось по дипло-
матическим каналам.)
Специально для выставки в
центре Лондона, население которого
превысило тогда 2 миллиона 300
тысяч человек2, британская фирма
«Фокс, Гендерсон и Ко» менее чем
за четыре месяца построила на
территории Гайд-парка огромное
здание из стекла и металла длиной
563 метра, шириной 124 метра и
высотой около 20 метров. Общая
площадь пола на всех трех уровнях
составляла 92 тысяч кв. м. Идею
и его проект разработал англича-
нин Джозеф Пакстон, отвергший
традиционный строительный ма-
териал - кирпич и предложивший
использовать изобретенные им тех-
нологию, метод сборки и эстетику
оранжерейных конструкций - кры-
тые стеклом чугунные стандартные
секции и крышу типа «ребро и
стрела». Способное одновременно
вместить более 80 тысяч человек,
это трехъярусное сооружение, на-
званное «Хрустальным дворцом»,
поразило современников своими
размерами, красотой и инженерно-
архитектурным решением3. («Хру-
стальный дворец» открыл новую
эру в архитектуре общественных
зданий. По его принципу и об-
разцу и в XIX, и в ХХ веках было
возведено множество различных
сооружений, в их числе, например,
«Павильон машин» Всероссийской
промышленно-художественной вы-
ставки 1896 года в Нижнем Новго-
роде, стеклянные перекрытия бри-
танского национального Морского
музея в Портсмуте, перекрытия
московского ГУМа, Центральный
железнодорожный вокзал в Берли-
не на берегу реки Шпрее и многие
другие. Его название давали магази-
нам, отелям, кинотеатрам. Отметим,
кстати, что через 50 лет, в начале XX
века, в честь того дворца в Санкт-
Петербурге был назван один из
первых столичных кинотеатров -
«Кристалл-Палас». Образ и тема
«Хрустального дворца» живы и в со-
временной архитектуре. Так, в 1981
году журнал «The Japan Architect»
объявил международный конкурс
на проект Хрустального дворца ХХ
века, победу в котором одержали
молодые советские архитекторы.)
Всемирные выставки явились
уникальным местом для воплоще-
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 83 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 85 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст