Г
о р о д д а л е к и й и б л и зки й
ния и демонстрации эксперимен-
тальных архитектурных проектов
и инженерно-технических решений,
на много лет опередивших миро-
вую практику. Однако в целом в
XIX веке в эстетике выставочных
зданий преобладали помпезность
и фундаментальность ордерной ар-
хитектуры, стилизаторство, эклек-
тичное смешение исторических
и современных стилей, обилие и
пышность декора.
Прибывавшие на праздник в
Лондон многочисленные иностран-
цы могли познакомиться там и с
другими достопримечательностя-
ми британской столицы - Музеем
восковых фигур мадам Тюссо, от-
крытым в 1835 году; экзотическими
животными Зоологического сада в
Риджентс-парке; в Лестер-сквере
посмотреть на огромную модель
земного шара - глобус диаметром
18,4
метра, спроектированный ан-
глийским географом Дж. Уайльдом.
В августе 1851 года в честь выстав-
ки была устроена международная
парусная регата - морская гонка
вокруг острова Уайт; в июне-июле
в Лондоне прошел приуроченный
к выставке первый международный
шахматный турнир.
Девизом выставки стали слова:
«Пусть все народы работают со-
вместно над великим делом - со-
вершенствованием человечества».
В гуманитарной пафосности этого
девиза отразились европейские
романтические настроения, заро-
дившиеся еще в начале XIX века,
надежды и мечты о всеобщей друж-
бе и сближении стран и народов.
Вспомним, например, что именно
этой идее - всемирному единению
людей - была посвящена Девятая
симфония Л. ван Бетховена, отраз-
ившая в музыке известный призыв
Ф. Шиллера «Обнимитесь, мил-
лионы.
..».
Размещенные в «Хрустальном
дворце» экспонаты были разделе-
ны на четыре группы (А. Сырье
и материалы; В. Машины; С. Ма-
нуфактурные изделия; D. Произ-
ведения художеств), которые, в
свою очередь, подразделялись на
30 классов. Председателем между-
народного жюри одного из таких
классов («Вещества, употребляе-
мые в пищу») был выбран член
ученого комитета Министерства
государственных имуществ России
статский советник Э. Е. Лоде. Не
допускались на выставку в качестве
экспонатов крепкие спиртные на-
питки. Не было представлено здесь
и изобразительное искусство.
На фоне выставленных англи-
чанами и привезенных из разных
стран тысяч искусно сделанных
бытовых экспонатов - ювелирных
украшений и драгоценностей, фар-
фора, хрусталя, ярких тканей, часов,
одежды, мебели и т. п. - выделялись
еще малоизвестные и диковинные
для широкой публики многочислен-
ные паровые и сельскохозяйствен-
ные машины, усовершенствованные
металлообрабатывающие, ткацкие
и прядильные станки. Лидерами и
главными конкурентами здесь были
английские и американские экспо-
ненты. (Можно вспомнить по этому
поводу слова известной народной
песни того времени: «Англичанин-
мудрец, чтоб работе помочь, вы-
мышлял за машиной машину.
.».
Хорошо известны и следующие
строки «Дубинушки», касающиеся
уже особенностей русского нацио-
нального характера).
В Британском отделе - наряду с
различными машинами, локомоти-
вами и вагонами первых английских
железных дорог - особое любо-
пытство зрителей и специалистов
вызвали знаменитый бриллиант
«Кох-и-Нур» («Гора света») массой
186 карат, подаренный королеве
Виктории одним из индийских
правителей (ныне украшает корону
королевы Елизаветы II); пшеница,
выращенная из зерен, найденных
в древнеегипетских пирамидах; на-
боры только еще входивших в ши-
рокий обиход фосфорных спичек;
одежда из прорезиненной ткани и
обувь, сделанные по технологии
шотландского ученого-химика
Чарлза Макинтоша, и многое дру-
гое. В качестве технических нови-
нок американцы демонстрировали
многочисленные изделия из каучука
(или так называемого латекса),
полученного из сока гевеи; меха-
ническую косилку Сайруса Холла
Маккормика и жатвенные машины
Гуссея и Гарриета; первую в мире
швейную машину «Зингер», изобре-
тенную Айзеком Зингером; револь-
вер Сэмюэла Кольта; телеграфные
аппараты Сэмюэла Морзе и др. Из
германских новинок выделялись
электрический телеграф Сименса и
мощный паровой молот Круппа.
Отметим также, что на Лон-
донской выставке впервые были
продемонстрированы образцы
8 5
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 84 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 86 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст