Г
о р о д д а л е к и й и бли зки й
8 6
ставшей в будущем весьма попу-
лярной гнутой мебели венского
столяра-мебельщика Михаэля То-
нета - изобретателя знаменитого
«венского стула».
В промышленных отделах всех
ведущих стран на той и следующих
подобных выставках можно было
увидеть многочисленные образцы
оружия - холодного, стрелкового и
артиллерийского.
На Лондонской выставке была
представлена и российская про-
мышленность, имевшая уже опыт
устройства подобных националь-
ных экспозиций. Еще в 1829 году
в Санкт-Петербурге состоялась
Первая Всероссийская промыш-
ленная выставка, а к 1851 году в
Москве и Санкт-Петербурге было
проведено семь таких выставок. В
1849 году в России было принято
специальное выставочное законо-
дательство. Помимо естественных
государственных амбиций, стрем-
ления познакомиться с новинками
техники, новыми инженерными
идеями и передовыми военными и
промышленными технологиями,
интерес к Лондонской выставке в
России обусловливался и тем, что
Великобритания все заметнее ста-
новилась главным геополитическим
соперником Российской империи
в ключевых регионах мировой по-
литики4.
В январе 1850 года министр
иностранных дел России граф
К. В. Нессельроде получил офици-
альное приглашение английского
правительства участвовать в на-
мечавшейся первой Всемирной
выставке. Для подготовки к ней
указом императора Николая I (за-
нимавшегося программой техниче-
ской модернизации России) в марте
1850 года был создан специальный
комитет, который курировали ми-
нистры иностранных дел, финансов
и государственных имуществ. Сбор
материалов и организация выставки
были возложены на Департамент
мануфактур и внутренней тор-
говли Министерства финансов и
Департамент сельского хозяйства
Министерства государственных
имуществ. Генеральным комис-
саром (то есть руководителем)
Русского отдела в Лондоне был
назначен чиновник Министерства
финансов по мануфактурной про-
мышленности для наблюдения за
новейшими усовершенствованиями
и изобретениями коллежский со-
ветник Г. П. Каменский. Собран-
ные в Петербурге экспонаты были
отправлены на пароходе в Лондон
с началом навигации 1851 года.
Экспонаты, отобранные отделением
выставочного комитета в г. Одессе,
также пароходом были отправлены
в Лондон еще в ноябре 1850 года5.
Страховка и доставка экспонатов в
Лондон, а впоследствии и на другие
Всемирные выставки, размещение
их в Русских отделах, демонтаж и
возвращение в Россию осуществля-
лись за счет казны. Выставочные
каталоги, пояснения к экспонатам
и весь этикетаж выполнялись всегда
на языке страны-устроительницы.
Россию в Лондоне представ-
ляли изделия 387 экспонентов6. С
утра и до вечера в «Хрустальном
дворце», - писали очевидцы, - до
закрытия выставки толпилась пу-
блика у экспонатов Екатеринбург-
ской, Петергофской и Колыванской
гранильно-шлифовальных фабрик,
а также у витрин с российскими
ювелирными украшениями и дра-
гоценностями. Как далекую и лю-
бопытную экзотику разглядывали
европейцы художественно укра-
шенное златоустовское оружие и
своеобразные ювелирные работы из
серебра кавказских мастеров, «не-
весомые» и красивые оренбургские
шали, связанные из козьего пуха7.
Среди многочисленных ураль-
ских и алтайских изделий на вы-
ставке можно было познакомиться
и с аналогичными экспонатами,
прибывшими из Санкт-Петербурга.
С восхищением рассматривали
посетители изготовленную на Пе-
тергофской гранильной фабрике из-
ящную шкатулку с искусной мозаи-
кой и барельефом из драгоценных
камней (медаль жюри); различные
украшения и декоративную мебель
из малахита (вазы, камин, кресла,
стол, стулья - всего 76 вещей), вы-
полненные на петербургской Фа-
брике малахитовых изделий П. Н. и
А. Н. Демидовых. Удивление и
восторг вызывала сработанная на
этой фабрике огромная, размером
4,4x2,13 метра, дверь из уральско-
го малахита. Демидовы получили
главный приз выставки - Медаль
Совета (Council Medal), малахитовые
вазы - «Почетный отзыв» («Honour-
able mentions»)8. После закрытия
выставки малахитовая дверь была
приобретена английским банкиром
и известным коллекционером Гопе за
10 тысяч фунтов стерлингов).
В секции мебели выделялись
украшенный бронзой и фарфо-
ровыми пластинками туалетный
шкафчик красного дерева петер-
бургской фабрики Петра Гамбса и
стол со столешницей флорентий-
ской мозаики главного мастера
Императорской Петергофской
гранильной фабрики И. В. Со-
колова9. Там же была выставлена
художественно-бытовая бронза
петербургской фабрики бронзовых
изделий Феликса Шопена.
Петербургский Император-
ский фарфоровый завод отправил
в Лондон две фарфоровые вазы с
живописным украшением и два
живописных фарфоровых пласта - с
пейзажем и бразильскими тропиче-
скими растениями. Особый интерес
у посетителей вызывал букет фар-
форовых цветов, искусно вылеплен-
ных на голубом пласте диаметром
1 метр мастером завода П. Ивано-
вым. Фабрика золотых и серебряных
изделий петербургского купца Пав-
ла Лихачева демонстрировала золо-
ченые и серебряные эполеты, аксель-
банты и другие аксессуары парадных
офицерских мундиров. Медалью
были отмечены военные аксессуа-
ры, парча, бархат и другие изделия,
представленные петербургско-
московским 1-й гильдии купцом
И. Е. Сытовым. Большой успех со-
путствовал на выставке московско-
петербургской ювелирной фирме
И. П. Сазикова, получившей выс-
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 85 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 87 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст