Г
о р о д д а л е к и й и б л и зки й
шую награду за художественное
мастерство и национальное своео-
бразие своих изделий.
По разделу пластики междуна-
родное жюри наградило медалью
работу профессора Петербургской
академии художеств, известного
скульптора П. К. Клодта - бронзо-
вые модели четырех скульптурных
композиций «Укротители коней»,
только что установленных на Анич-
ковом мосту в Петербурге.
В классе музыкальных клавиш-
ных инструментов Петербург пред-
ставляли славившиеся высоким ка-
чеством кабинетные и концертные
рояли Фортепианной фабрики Ген-
риха Лихтенталя (наб. р. Фонтанки
/ угол Апраксина переулка).
В разделе транспортных средств
петербургские производители экс-
понировали одноместные дрожки,
беговые сани, искусно украшенную
конскую упряжь (дуги, хомуты,
уздечки).
В группе фабричных изделий
за высокое качество медалью были
отмечены образцы писчей бумаги
«Невской писчебумажной фабрики»
братьев А. И. и П. И. Варгуниных
(после 1917 года - Бумажная фабри-
ка им. Володарского, совр. - ОАО
«Фирма Бумага»). Относившиеся
к Военно-морскому ведомству
Адмиралтейские Ижорские заво-
ды послали на выставку несколько
полных наборов больших и малых
чертежных инструментов, также
удостоившихся награды10. Медалью
2-й степени (Prize medal) жюри
наградило Санкт-Петербургский
горный институт - за образцы
железа и меди, представленные в
Русском отделе11. В этой же груп-
пе в классе текстильных изделий
жюри отметило медалями образ-
цы парусины, производимой для
Российского флота петербургской
императорской Александровской
мануфактурой, и машинные ситцы
московской Прохоровской ситцена-
бивной фабрики.
В новом и необычном еще для
того времени разделе фотографии
и фототехники медаль за мастерски
выполненные фотопортреты по-
лучил пионер русской фотографии
С. Л. Левицкий (1819-1898). Впо-
следствии, в 1853 году, он выпол-
нил самый известный дагерротип
композитора М. И. Глинки.
В классе 3 - «Животное цар-
ство», в разделе «Вещества, упо-
требляемые в пищу», «Почетного
отзыва» удостоились выставленные
в Русском отделе товары рыбного
промысла - паюсная икра, вязига,
вяленая рыба, рыбий клей (осе-
тровый, белужий, севрюжий) и др.
Посетители той секции могли бес-
платно попробовать неизвестную
им русскую черную икру с рыбных
промыслов Астраханской губернии,
принадлежавших гофмейстеру дво-
ра его императорского величества
Н. В. Всеволожскому12.
Из аграрных - в основном
сырьевых - экспонатов России
международное жюри отметило
и наградило медалью 2-й степени
косы Артинского завода уральского
Златоустовского округа, изготов-
ленные по технологии металлурга
П. П. Аносова. Такую же награду по-
лучили продукты сухой перегонки
дерева (смола, скипидар, канифоль,
деготь и др.), выставленные в разделе
«Смолистые вещества» Лисинским
учебным лесничеством Царскосель-
ского уезда Санкт-Петербургской
губернии13. В ассортименте сырье-
вых товаров от разных регионов
страны были представлены образцы
зерна (рожь, пшеница, овес, ячмень,
греча), муки, кож, шерсти, щетины,
пуха, льна, пеньки, меха.
.. Здесь в
классе 2 - «Растительное царство»,
в разделе «Земледельческие произ-
ведения», выделялась «прекрасно
составленная и расположенная кол-
лекция зерновых культур» из име-
ния Лигово Петербургского уезда
- колосья и семена ржи, пшеницы,
ячменя, овса, полбы, гречи, проса,
вики, льна и др.14 В этом же классе,
в разделе «Опьяняющие вещества»,
петербургские фабриканты А. Спи-
глазов и А. Протасов экспонировали
нюхательный и курительный табак,
сигары и папиросы из русского и
импортного табачного сырья15.
Интерес специалистов и посе-
тителей выставки вызвала инфор-
мация о только что сооруженной
и открытой в августе 1851 года же-
лезной дороге между Петербургом
и Москвой. Отличавшаяся высоким
техническим уровнем, она являлась
на тот период самой протяженной
в мире - строилась около восьми
лет. Одними из ее главных про-
ектировщиков и строителей были
петербургские инженеры, профес-
сора Института корпуса инженеров
путей сообщения П. П. Мельников
и Н. О. Крафт, в 1839-1840 годы
ездившие в Северо-Американские
Соединенные Штаты для изучения
быстро развивавшегося там желез-
нодорожного транспорта. В финан-
сировании строительства дороги,
стоимость которой составила 66,8
миллионов рублей, участвовал при-
дворный банкир и промышленник,
будущий известный петербургский
меценат А. Л. Штиглиц16.
Великая выставка 1851 года
упрочила статус Лондона как импер-
ского города, предоставив ему воз-
можность превратиться во всемир-
ный, космополитический центр17. За
полгода, с мая по октябрь, выставку
посетили свыше шести миллионов
человек. Все население Англии и
Уэльса в это время насчитывало
18 миллионов человек.
Самостоятельно и командиро-
ванные различными учреждениями,
на выставке в Лондоне побывали
более 800 россиян. Среди них - чи-
новники Департамента мануфактур
Л. М. Самойлов и А. А. Шерер;
чиновник Департамента сельского
хозяйства Петерсон; директор Им-
ператорской публичной библиотеки
барон М. А. Корф; редактор Импе-
раторской публичной библиотеки
К. А. Коссович; непременный секре-
тарь Русского общества сельского
хозяйства С. А. Маслов. Известный
публицист и общественный деятель,
славянофил, будущий участник
подготовки реформы 1861 года
А. И. Кошелев изучал на выставке
достижения английского земле-
делия, в том числе применение
8 7
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 86 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 88 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст