Г
о р о д д а л е к и й и б л и зки й
пристройками, общую площадь в
125 тысяч кв. м. Все размещенные в
нем экспонаты распределялись в 40
отдельных классах, а выставочные
награды подразделялись на 2 катего-
рии - бронзовые медали (высшие) и
«Почетные отзывы». Здесь впервые
демонстрировались синтетические
красители и стальные броневые
плиты, имевшие важное значение
для быстро развивавшихся воен-
ных паровых флотов. Посетители
Британского отдела могли увидеть
проект и макеты транспортной
новинки - строившейся в Лондоне
(население которого превысило
2 миллиона 750 тысяч человек)25
фирмой «Metropolitan Railway»
первой в мире подземной железной
дороги для поездов с паровой тягой,
схему движения и модель первого
трамвая, пущенного в Лондоне в
1861 году, и многое другое.
Та выставка состоялась вскоре
после экономического кризиса,
поразившего европейскую про-
мышленность в конце 1850-х годов.
Однако, вопреки опасениям, про-
шла она, по общему мнению, вполне
успешно, а число посетителей ко
дню ее закрытия 15 ноября 1862
года, так же как и на первой Лон-
донской выставке, превысило шесть
миллионов человек.
В подготовке Русского отдела
(руководитель - сенатор, тайный
советник А. И. Левшин) наряду
с работой специально созданной
правительственной Комиссии свое
содействие оказали также Мини-
стерство иностранных дел во главе
с князем А. М. Горчаковым и рос-
сийская дипломатическая миссия в
Лондоне, возглавляемая тайным со-
ветником графом Ф. И. Брунновым.
Основную часть экспонатов Отдела
составляли сырьевые продукты
земледелия, ткани, металлы и мине-
ралы. Очень весомо - в буквальном
и переносном смысле - выглядели
изделия уральской металлургии,
удостоившиеся в Лондоне многих
наград. Свою продукцию на вы-
ставке экспонировали 16 государ-
ственных и частных заводов Урала.
Интерес и восхищение посетителей
вызвали холодное оружие Зла-
тоустовской оружейной фабрики,
отправленное на выставку Музеем
Санкт-Петербургского горного ин-
ститута26, и декоративные произве-
дения, выполненные из уральских и
алтайских самоцветов и минералов.
Среди наиболее заметных россий-
ских экспонатов были также об-
разцы природных богатств Сибири
(меха, металлические руды, графит,
каменный уголь, соль, мамонтовая
кость и др.), различные кожи (в том
числе торжокский сафьян), меха
Российско-американской компании
(шкуры морских бобров, или кала-
нов, лисиц и котиков), кавказские
ковры, шелковые ткани, парча,
парусина, ювелирные украшения,
тульские самовары, колокола, коло-
кольчики и многое другое27.
В отделе оружия главным экс-
понатом России стала сделанная по
новой технологии литая стальная
пушка 12-фунтового калибра, не
уступавшая лучшим европейским
образцам. Создателем ее был управ-
ляющий Златоустовской оружей-
ной фабрики горный инженер
полковник П. М. Обухов (медаль
выставки)28. Выпускник столично-
го Института горных инженеров,
П. М. Обухов в 1863 году переехал в
Петербург, где основал Обуховский
сталелитейный завод. Состоявший
при Военном министерстве Санкт-
Петербургский арсенал им. Петра
Великого вынужден был отказаться
от участия в выставке из-за отсут-
ствия у него в тот период новых
образцов оружия и снаряжения
мирового уровня29. В Морском
отделе России, наряду с другими,
были представлены образцы из-
делий Адмиралтейских Ижорских
заводов30. В разделе кустарной
промышленности зрители подолгу
рассматривали «воздушные» орен-
бургские шали из козьего пуха,
связанные уральской казачкой
М. Н. Усковой. Показанные впервые
в Лондоне в 1851 году, оренбургские
пуховые платки неизменно получа-
ли награды на всех последующих
Всемирных выставках.
Из петербургских экспонатов
особенно удачно, по общему мнению,
выглядели образцы декоративно-
прикладного искусства, украсив-
шие Русский отдел. Так, по итогам
выставки, международное жюри
наградило медалью собранную из
смальты мозаику Исаакиевского
собора с изображением святите-
ля Николая Мирликийского, ис-
полненную бригадой художников
мозаической мастерской Импе-
раторской академии художеств
(И. А. Лаверецкий, И. С. Шапова-
лов, М. И. Щетинин и другие)31.
Таким же призом жюри отметило
серебряные изделия петербургского
ювелира В. И. Сазикова и экспонаты
Санкт-Петербургского Император-
ского фарфорового завода - четыре
чайных сервиза, в том числе сервиз
с портретами представителей дома
Романовых, фарфоровые вазы с
копиями картин А. Ван Дейка и
Ж. Б. Греза, искусно и ярко распи-
санный круглый фарфоровый пласт
(плоский диск толщиной около
1 см) Ф. И. Красовского «Сибирская
флора». Несколько медалей полу-
чили в Лондоне образцы изделий
Санкт-Петербургского Импера-
торского стеклянного завода, в их
числе - яркокрасочный «Визан-
тийский сервиз», выполненный по
проекту И. А. Монигетти32.
По классу 14 «Фотография»
жюри присудило награду петер-
бургскому фотографу А. И. Деньеру
за мастерски выполненные фото-
портреты.
В группе мануфактурных изде-
лий медали «За заслуги» («Honoris
causa») за «превосходное качество»
удостоились новая для того вре-
мени обувь из прорезиненной тка-
ни - так называемые каучуковые
галоши, а также непромокаемая
одежда, сделанные на построенной
в 1860 году в Петербурге Российско-
американской резиновой мануфак-
туре «Треугольник»33. В дальнейшем
на всех подобных выставках про-
дукция этой фабрики получала вы-
сокие оценки и награды. За хорошее
качество были отмечены образцы
обуви, производимой петербургским
8 9
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 88 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 90 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст