П .
е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
А.
И . Чепель
Павел Петрович Светлиц-
кий (1878-1967)1, большая часть
долгой жизни которого связана
с Петербургом-Петроградом-
Ленинградом, родился 15 января
1878 года в Киеве, в православной
мещанской семье. В 1898 году
он окончил Киевское реальное
училище. В 1900 году приехал в
Санкт-Петербург и был принят на
архитектурное отделение Высше-
го художественного училища при
Академии художеств. Окончив
курс наук, Светлицкий выбрал в
качестве профессора-руководителя
мастерской известного архитектора
А. Н. Померанцева. Учеба осложня-
лась скудным материальным по-
ложением, что вынуждало студента
просить руководство училища о
денежных пособиях, о назначении
стипендии. Будущий архитектор
также искал возможности допол-
нительного дохода, работая помощ-
ником архитекторов на различных
стройках Петербурга. В апреле 1905
года Павел Светлицкий женился на
шлиссельбургской мещанке Екате-
рине Васильевне Егоровой2. В 1908
году в семье Светлицких родился
Борис, в 1913 году - Сергей (оба
сына впоследствии пошли по сто-
пам отца и выбрали архитектурное
поприще)3.
Во время учебы будущий ар-
хитектор должен был пройти прак-
тику на строительстве. В 1903 году
Светлицкий был приглашен на
Юго-Западную железную дорогу
и участвовал в качестве студента-
практиканта на постройке вокзала
на станции Жмеринка. В 1904 году
ему было выдано свидетельство
на право производства строитель-
ных работ. 31 октября 1907 года
Светлицкий был удостоен звания
художника-архитектора за проект
«Здание для третейского суда», а
в январе 1908 года получил свиде-
тельство на право преподавания
рисования в средних учебных за-
ведениях4.
Получить выгодный строи-
тельный заказ в Петербурге начала
XX века было нелегко. В условиях
конкуренции большое значение
приобретала поддержка более опыт-
ных коллег, а также репутация среди
потенциальных заказчиков. Еще
до получения звания художника-
архитектора Светлицкий работал
на крупной столичной стройке -
при возведении Городского дома
(современный адрес - Садовая ул.,
55-57 / Вознесенский пр., 40-42) -
в качестве помощника архитектора
А. Л. Лишневского5. Подрядчиками
строительных работ при возведении
здания выступали И. Ф. Алюшин-
ский и Ф. М. Рыбин6. Когда летом
1907 года Лишневский взялся за
постройку доходного дома для Алю-
шинского (современный адрес -
Малый пр. Петроградской стороны,
66 / ул. Ленина, 32), он привлек
к той работе Светлицкого7. Еще
летом 1906 года прежний владелец
получил разрешение на застройку
участка, на котором предполагалось
возвести пятиэтажный дом с ман-
сардой по проекту, разработанному
архитектором Л. И. Катониным8.
Строительную площадку обнесли
забором, начали рыть котлованы
под фундаменты, стали завозить
строительный материал, но весной
1907 года выставленный на торги
участок купил И. Ф. Алюшинский9.
Был составлен новый проект. Вме-
сто мансарды должен был появить-
ся шестой этаж; предложенный
Катониным акцент в виде угловой
башенки переместился на фланг
задуманного со стороны Малого пр.
небольшого курдонера, из которого
проезд вел в замкнутый внутренний
двор10. Этими планировочными из-
менениями архитекторы добились
(как функционально, так и в ху-
дожественном смысле) некоторого
расширения очень узкого в этой
части проспекта. Открытый двор
(открытые дворы были характерны
для архитектуры петербургских до-
ходных домов, проектировавшихся
в начале ХХ века) создал необходи-
мую паузу в застройке, а смещение
башенки от угла зрительно разгру-
зило перекресток, уже имевший на
другой стороне Малого пр. заметный
акцент в виде углового эркера, увен-
чанного куполом сложных очерта-
ний. Богатый лепной декор дома
Алюшинского, видимо, задумывал-
ся уже в процессе строительства:
из всех украшающих сейчас фаса-
ды фигур на проектных чертежах
изображены лишь вознесенные на
верхние этажи дома медведи, лапы
которых с трудом находят опору на
тончайших сдвоенных пилястрах.
Встав на дыбы, медведи, зажатые
деталями рассчитанного на два окна
наличника барочных очертаний,
передними лапами удерживают
щиты11. Беспокойство испытывают
и другие существа, облепившие
фасады снизу доверху: по сторонам
парадных злобно шипят дикие коты,
пробивающиеся сквозь заросли
чертополоха, сверху на них давят
граненые столбы, завершенные
испуганно шипящими кошками с
поднятыми хвостами. Архитекторы
применили здесь способ размеще-
ния скульптур, применявшийся в
готической архитектуре. «Скульпту-
ра как бы приросла к конструкции
<...> приютилась на узких консолях,
прижимаясь спиной к рельефным
тягам, согнулась в нишах, скорчи-
лась на базах опор, стала выгляды-
вать из-за узоров капителей, как бы
навеки примирившись со своей не-
свободой и приспособившись к тому
пространству, где обречена была
жить»12. О средневековых соборах
напоминают также инфернальные
мотивы. Многочисленные маски
загадочных то ли людей, то ли зве-
рей, то ли чудовищ смотрят со стен
дома, охраняя его от демонов. Кар-
тину дополняют оконные и дверные
проемы первого этажа, завершения
которых напоминают позднеготиче-
ские арки; на фасадах встречаются
9
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 8 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 10 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст