Г
о р о д д а л е к и й и б л и зки й
«Д ом , построенный на камне:»
архитектора Д .
И .
Гримма
И . С. Д еева
Проповедь о Царстве Небесном, об исполнении воли Отца Его Не-
бесного Иисус закончил такими словами:
«Итак, всякого, кто слушает
слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который
построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули
ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на
камне. А всякий, кто слушает слова Мои и не исполняет их, уподобится
человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел
дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал,
и было падение его великое»
(Мф. 7, 24-27).
«Русская Помпея» - так на-
зывали древний Херсонес, средне-
вековый Херсон, упоминаемый
в русских летописях под именем
Корсуни.
Эти названия, как и народы,
жившие в Причерноморье, давно
уже стали достоянием истории, и
мало кто знает древние их имена.
Но одно из них сохранилось до на-
ших дней, - Древняя Таврика или
Таврида, Таврический полуостров,
к которому примыкает мыс Гера-
клейский.
Современное название «Крым»
стало использоваться только после
XVIII века. «Къырым» - так назы-
вался город, построенный ордын-
цами на полуострове после захвата
ими Северного Причерноморья. Он
являлся резиденцией наместника
хана Золотой Орды. Видимо, со
временем название города распро-
странилось и на весь полуостров.
Возможно, что название «Крым»
произошло и от Перекопского пере-
шейка - русское слово «перекоп» -
это перевод тюркского слова «@пт»,
который означает «ров».
С XV века Крымский полуо-
стров назывался Таврией, а с 1783
года - Тавридой.
15
июня 1771 года армия гене-
рала Василия Михайловича Долго-
рукова захватила ворота Крыма и
устремилась через узкую горловину
на просторы полуострова. И боль-
ше Россия из Крыма не уходила.
Сначала ханство было объявлено
независимым от Турции, «под за-
щитой России» (1774), а через
девять лет, в 1783 году, полуостров
был присоединен к екатерининской
империи.
Новые власти провозгласили,
что будут превращать «татарский
Крым» в древнюю Тавриду. Все
вновь основанные города в «по-
луденном крае» получили древ-
негреческие имена. И не только в
Крыму, но и в его окрестностях. Так
рождались Херсон и Никополь, Се-
вастополь и Симферополь, Одесса и
Мариуполь. Даже некоторые старые
города получили античные наиме-
нования: Кафа стала Феодосией, а
Гезелев - Евпаторией.
Интерес к Херсонесу у обра-
зованной части русского общества
был всегда. Это интерес к древ-
ностям Херсонеса и его связи с
русской историей. Академия наук
уже в конце XVIII века направляла в
Крым своих представителей для со-
ставления его детального описания.
Тогда же были составлены планы
древних руин, появились зарисовки
художников.
Херсонес Таврический был
своеобразной лабораторией: архео-
логов, художников, архитекторов
Петербурга. В ней оттачивались
новые методы исследований, совер-
шенствовались приемы изучения
памятников прошлого, рождались
научные школы и направления.
В 988-900 годах там произошли
грандиозные по исторической зна-
чимости события - русский поход в
Таврику, взятие Херсона, крещение
в нем князя Владимира Святосла-
вовича, венчание с византийской
принцессой Анной.
Святое крещение в Херсонесе
связало историю двух государств и,
безусловно, навсегда и решительно
изменило судьбу Руси, ее быт, куль-
туру, менталитет ее народа, приоб-
щив к великой группе православных
стран. Сообщения источников об
обстоятельствах крещения Влади-
мира крайне противоречивы. Это
по сей день порождает множество
споров среди специалистов о дате
крещения князя в Херсоне и даже о
том, был ли такой факт в действи-
тельности.
Талантливые поэты, писате-
ли бывают иногда прозорливее
специалистов-историков. Как ни
парадоксально, но именно Алек-
сандр Сергеевич Грибоедов одним
из первых высказал во многом ин-
туитивное предположение о связи
памятников и топографии западной
части Херсонеса с событиями похо-
да киевского князя, за шесть лет до
своей трагической гибели в Иране.
Весной 1823 года двадцатиде-
вятилетний Грибоедов на время
оставил свою дипломатическую
службу, получив длительный отпуск
на родину.
Именно тогда он совершил
поездку в Крым. Все впечатления,
мысли, наблюдения об увиденном
занес в так называемый «Крымский
дневник», который, по его словам,
вел
«строго и порядочно
».
Из него мы узнаем, что у писа-
теля был замысел создать трагедию
из жизни русского народа и вывести
9 3
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 92 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 94 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст