Г
о р о д д а л е к и й и бли зки й
9 4
Великий князь киевский
Владимир Святославович.
Реконструкция облика
в ней сложную, колоритную фигуру
Владимира. В один из июльских
дней, когда к вечеру спал зной,
путешественник поехал из Севасто-
поля в сторону Херсонеса и вскоре
увидел оборонительные стены,
возвышавшиеся на холме. Тогда и
родились в дневнике следующие
драгоценные памятные строки, за
которыми стоит точный и вместе с
тем эмоциональный наблюдатель:
«...углами многоугольника, к запа-
ду, возле Песочной бухты (стена)
упирается в море, и тут пролом в
части стен и башен. К сей стороне,
внутри, насыпной холм
...
Не здесь
ли Владимир построил церковь?
Может, великий князь стоял на том
самом месте, где я теперь, между
Песочной и С т релецкой.С олнце
заходит в море, и черное облако
застеняет часть его; остальная в
виде багрового серпа месяца. Худое
знамение для варягов».
Увы, эти ро-
мантичные наброски так и не были
реализованы.
Известно, что при своем креще-
нии 27-летний Владимир получил
имя Василий. Вероятно, летом или
осенью 988 или 989 года Владимир,
покидая Херсон, взял с собой Анну
Порфирогениту, херсонских свя-
щенников, особо почитаемые мощи,
которые считались принадлежавши-
ми одному из первых христианских
мучеников, римскому епископу
Клименту и его ученику Фиве, по
преданию обретших смерть в хер-
сонесской ссылке в 101 году.
В обозе везли изрядный груз -
тщательно уложенные церковные
литургические сосуды и иконы,
взятые из Корсунских храмов, и
даже памятники искусства - две
медные, очевидно, античные статуи
(«медные капищи») и квадригу
медных коней, видимо, античное
изваяние колесницы. Поставленные
в стольном граде Киеве, у постро-
енной вскоре Десятинной церкви
Богородицы, они должны были слу-
жить украшением и одновременно
памятником в честь русской победы
над Византией.
Предание гласит, что Корсун-
ская икона Божьей Матери, храни-
тельницы Руси, была именно тогда
вывезена Владимиром из Херсона.
Херсонесское происхождение
приписывают знаменитым Корсун-
ским вратам Софийского собора
в Новгороде, сохранившимся до
наших дней.
Исходной датой начала рас-
копок с научными целями считается
1827 год, когда по распоряжению
просвещенного губернатора Сева-
стополя, начальника Черноморско-
го флота и портов адмирала Алексея
Самуиловича Грейга (1775-1845),
почетного члена Императорской
академии наук, были проведены
поиски древних христианских хра-
мов, и в том числе того, где, по пре-
данию, крестился киевский князь
Владимир.
В том же году в Херсонесе
были раскопаны три средневековых
Адмирал А. С. Грейг
христианских храма. Один из них,
имевший в плане вид креста и су-
ществовавший, вероятно, с ІХ-Х до
XIV века, предположительно опре-
делили как место крещения князя
Владимира, а во второй половине
XIX века над ним был сооружен
величественный двухэтажный Вла-
димирский собор, внутри которого
сохранили руины средневековой
церкви.
Раскопки велись на терри-
тории Херсонесского Свято-
Владимирского мужского мона-
стыря. Эта обитель быстро стала
знаменитой благодаря архиеписко-
пу Таврическому и Херсонесскому
Иннокентию.
Монастырь имеет хоть и не дол-
гую (всего 74 года с перерывами), но
бурную историю. Само основание
обители стало событием в право-
славном мире благодаря тому месту,
где она была построена. На Руси
всегда помнили, что с Херсонесом
связаны деяния многих выдающих-
ся проповедников Слова Божия,
чтимых не только славянами, но и
всем христианским миром.
Память об Андрее Первозван-
ном, Клименте и Мартине, святых
епископах, Кирилле и Мефодии и,
конечно, о крещении св. Владимира
никогда не исчезала.
В процессе раскопок А. С. Грейг
предполагал отметить место креще-
ния князя каким-нибудь памятни-
ком. Еще в июне 1825 года он обра-
тился к президенту Императорской
академии художеств А. Н. Оленину
с просьбой порекомендовать среди
членов академии «наидостойней-
шего», кто мог бы составить проект
памятника.
И тогда же Грейг просил авто-
ритетного знатока истории Тавриды
И. М. Муравьева-Апостола указать
местонахождение храма, где кре-
стился князь Владимир, или хотя
бы местонахождение ворот, через
которые князь въехал в город.
Но знаток истории ответа на во-
прос не ведал. Если об этом и сейчас
еще спорят, а тогда и подавно не зна-
ли. В распоряжении исследователей
были только древние манускрип-
ты, противоречившие друг другу.
Византийские источники вообще
молчали о крещении Владимира
в Херсонесе, как будто воды в рот
набрали. Неохотно они упоминали
только о взятии города русичами,
которых обзывали «тавроскифа-
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 93 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 95 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст