Г
о р о д д а л е к и й и бли зки й
9 6
Царь не мог восстановить по-
топленный флот (запрещал Па-
рижский мирный договор), не мог
отстроить разрушенный город (не
было денег). Но он хотел сделать
хоть что-то, хоть какой-то симво-
лический жест, который показал бы:
государство не отвернулось от Сева-
стополя, от его священной земли.
Поэтому, спустя два года после
ухода из Севастополя и Херсонеса
оккупационных войск, он дал раз-
решение на строительство собора.
Решение царя предельно ясно:
в городе, где влачили жалкое суще-
ствование его защитники, многие из
которых остались без рук, без ног,
строить помпезный собор стыдно.
Надо сначала элементарно при-
зреть искалеченных героев. А вот в
Херсонесе, который был символом
военной победы Руси, строить
храм-памятник и уместно, и своев-
ременно.
Проект нового собора был со-
ставлен в кратчайшие сроки. Уже
2 июня 1859 года его утвердил
император.
Заказ на проект храма в память
крещения св. Владимира в Хер-
сонесе Таврическом (1859-1869,
построен 1861-1876) получает из-
вестный архитектор, впоследствии
- ректор Императорской академии
художеств, профессор, признанный
знаток византийских древностей,
историк и теоретик архитектуры Да-
вид Иванович Гримм (1823-1898).
В 1842-1848 годах в Академии
художеств Д. И. Гримм учился у
А. П. Брюллова, и уже большин-
ство его ученических работ отвечали
требованиям составления проектов:
Академик архитектуры
Д. И. Гримм
«не произволом, но вкусом, образо-
ванным посредством наблюдения
и тщательного изучения изящных
творений лучших веков архитекту-
ры древних греков и римлян».
Одной из важнейших задач рус-
ских зодчих второй половины XIX
века был поиск национального ха-
рактера современной архитектуры.
Произошло разделение русского и
византийского направлений. Каждое
впоследствии имело свою судьбу.
В 1855 году архитектор вернул-
ся в Петербург из Малой Азии и Ев-
ропы, где путешествовал в качестве
пенсионера Академии.
На следующий год зодчий выра-
зил желание «приступить к изданию
сделанных им рисунков, которые
могут принести пользу по части
византийской архитектуры, разви-
вающейся в нашем Отечестве».
Изданный Д. И. Гриммом увраж
«Памятники византийской архи-
тектуры в Грузии и Армении» стал
открытием для современников и
научно-практическим пособием для
проектирования.
А его труд, «заключающий в себе
общую теорию всех пропорций», дал
основание присвоить молодому
архитектору звание академика. И в
дальнейшем считать его основопо-
ложником «византийского стиля»
в церковном строительстве.
Храм св. Владимира - это ран-
ний и, пожалуй, самый чистый
образец так называемого «археоло-
гического» метода проектирования
в русской архитектуре XIX века.
Кроме этого, следует отметить,
что это ключевое произведение
византийского стиля. Оно отлича-
лось строгой достоверностью форм
зодчества IX-XI веков.
Успех этого проекта доставил
Д. И. Гримму в последующие де-
сятилетия ряд интересных и от-
ветственных заказов, в том числе и
за рубежом.
Следует вспомнить часовню
в Ницце, построенную на вилле
Бермон, где скончался 20-летний
наследник русского престола вел.
кн. Николай Александрович. Заказ
был поручен зодчему императором
Александром II, с указанием ис-
полнить его «в том стиле, в котором
строится храм в Херсонесе», то есть
в византийском стиле.
В основном главной сферой дея-
тельности зодчего была церковная
архитектура.
А вот проследить связь построек
Давида Ивановича Гримма с окру-
жением природным и архитектур-
ным в полной мере можно только в
Петербурге.
В наши дни, когда возрождает-
ся культовое зодчество, особенно
актуальной становится проблема
сохранения архитектурных памят-
ников разных эпох и исторически
сложившейся архитектурной сре-
ды. И вот в этой связи наследие
Д. И. Гримма представляется цен-
ной и неотъемлемой частью русской
культуры.
Полезный опыт включения
новых сооружений в сложившийся
архитектурный контекст, в город-
скую среду архитектор приобрел
еще в 1860-х годах, когда руково-
дил строительством по проекту
Г. А. Боссе Реформаторской церкви
Выезд Александра II
29 октября 1855 г в сопровождении князя Горчакова из
Бахчисарая в Ставрополь.
«Русский художественный листок» В. Ф. Тимма
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 95 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 97 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст