Г
о р о д д а л е к и й и бли зки й
9 8
был удостоен звания тайного со-
ветника. Общий проект выполнил
художник М. О. Микешин, фигуру
императрицы - М. А. Чижов, ста-
туи государственных деятелей -
A. М. Опекушин. Пышный и тяже-
ловесный монумент на постаменте
из серого полированного гранита
отличается цельностью колоколоо-
бразной композиции. Обращенный
к Невскому проспекту памятник
поставлен посредине сквера в опти-
ческом центре площади перед
Александринским театром и своим
сложным силуэтом составляет
контраст ампирному ансамблю
К. И. Росси. Д. И. Гримм перепла-
нировал Екатерининский сквер.
Уникальным военным мемо-
риалом являлась «Колонна Славы»,
воздвигнутая перед Троицким Из-
майловским собором (1885-1886;
Измайловский пр., 7а) в память
победы в Русско-турецкой войне
1877-1878 годов. Колонна, увен-
чанная фигурой Славы работы
П. И. Шварца, была составлена из
пяти рядов трофейных пушек.
В обоих случаях Гримму уда-
лось наилучшим образом рассчи-
тать местоположение монументов
относительно доминирующих соо-
ружений - Александринского теа-
тра К. И. Росси и Троицкого собора
Измайловского полка архитектора
B. И. Стасова.
Скверы, окружавшие памятник
Екатерине Великой и колонну Сла-
вы, Д. И. Гримм дополнил фонарями
и оградами по своим рисункам, в со-
ответствии со стилистической идеей
монументов.
Итак, Гримму было поруче-
но «составить проект для храма
Комплекс средневековых
христианских храмов на агоре
в центре Херсонеса (слева -
крестообразный храм № 27,
над которым был воздвигнут собор
св. Владимира; справа - трехнефная
базилика № 28 и крестовокупольный
храм № 29, остатки которых видны
рядом с собором).
По чертежу поручика Вяткина. 1860 г.
св. Владимира в Херсонесе с не-
пременным условием:чтобы при
расположении храма имелось в виду
сохранить остатки стен древнего
храма. Все размеры и формы нового
храма, не исключая и двухэтажное
устройство оного, определились
этим требованием».
То есть поставлена определенная
задача, назовем ее конструктивно-
функциональной, и определенные
условия заказа. Дело в том, что на
предполагаемом месте для будущего
строительства Владимирского собо-
ра (это подтверждают раскопки XIX
века) находилось не менее шести
христианских храмов. И поэтому,
первое - в основе плана должен
быть равноконечный крест, охва-
тывающий очертания стен древних
построек (в Императорской архео-
логической комиссии эти постройки
были зафиксированы под № 29, 28;
27; № 27 - крестовидная в плане).
Второе - собор должен полностью
воспроизводить черты восточно-
византийской архитектуры IX-
XI веков.
Планы Верхнего и Нижнего храмов Владимирского собора.
В
центре Нижнего храма - руины средневековой церкви.
С чертежа Д. И. Гримма (1858-1859)
Третье - должен быть орга-
нично и обоснованно включен в
современную постройку (мона-
стырскую. -
И. Д.)
Д. И. Гримм великолепно спра-
вился с заданием, предложив план
выдержанного в византийском
стиле грандиозного двухэтажного
здания в виде креста, увенчанного
шлемовидным куполом на высоком
барабане.
Наружный фасад и план церкви
были заимствованы с Константино-
польской церкви св. Сергия и Вакха,
обращенной турками в мечеть.
Проект храма св. Владимира,
показанный на академической вы-
ставке 1860 года, произвел на со-
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 97 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 99 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст