еизвестное об известном
ны», «винные ягоды», клубнику и
дыни с припиской: «Хотя и есть у
вашей милости в земле обетован-
ной довольно хороших фруктов,
однако <.
..> наши приятнее вам
будут». К середине 1730-х годов
в саду был создан замечательный
оранжерейный комплекс, в состав
которого вошли кроме старой
«Большой каменной оранжереи»
еще шесть деревянных, «брусча-
тых» оранжерей: «Африканская»,
«Зимняя», «Светлая», «Паровая»,
«Ананасная» и одна безымянная.
В архивных документах приво-
дятся их размеры, благодаря чему
удалось установить, что напротив
Большой каменой была поставлена
«Африканская» оранжерея. В ней
содержались «кофейные и прочие
заморские деревья». Именно эта
оранжерея восстанавливается по
авторскому чертежу «заархитекто-
ра» И. Бланка и ее изображению на
аксонометрическом плане Летнего
сада около 1770 года.
На «Французском партере»,
на месте которого сейчас площад-
ка с памятником И. А. Крылову, не
было и не могло быть оранжереи -
партер слишком мал. Уважаемых
авторов ввело в заблуждение не
во всем точное описание сада в
дневнике камер-юнкера Берхгольца
(1723 г.): «Против большого птич-
ника устроен еще в виде водопада
красиво вызолоченный мраморный
фонтан, украшенный многими по-
золоченными сосудами. Это место
(где находится также и оранжерея)
бесспорно одно из лучших в саду.
Все оно обсажено кустарником и
окружено решеткой».
«Французский партер» был
огражден решеткой с великолепны-
ми резными фонарями. А главным
его украшением был дубовый, по-
крытый позолоченным рольным
свинцом «Дельфиновый каскад».
Проектные наброски каскада нам
удалось опознать среди рисунков
Н. Пино из бывшего собрания баро-
на Штиглица в Эрмитаже, а рисунок
фонарей сохранился в собрании
Парижского музея декоративного
искусства31.
В 1728 году появилась еще одна
каменная оранжерея, построенная
«по чертежу садоваго дела мастера
Корнелиуса Шрейдера». Оранже-
рея длиной 151 м находилась не
в Летнем саду, где для нее просто
не было места, а в Итальянском
саду, на границе с усадьбой Шере-
метева «Фонтанный дом». Кстати
сказать, в литературе с легкой руки
Т. Б. Дубяго Итальянский сад
ошибочно называют «Четвертым
Летним садом»32. Такое неофици-
альное название носил созданный
Ф.-Б. Растрелли в 1740-х годах
на нынешнем Марсовом поле сад
«Променад».
В той же брошюре О. Н. Куз-
нецовой и Б. Ф. Борзина упо-
мянута «огромных размеров че-
тырехугольная клетка (20 на 20
саженей)». Клетка размером с
12-этажный дом была бы истинным
чудом света! Эта явная опечатка без-
думно повторяется в публикациях.
Речь идет о «Большой Птичьей (Со-
ловьиной) клетке», сделанной по
проекту архитектора Фонштадена
из медной проволоки пленными
шведами. Она действительно была
громадной: шесть на шесть и высо-
той пять саженей (сажень - 2,16 м).
В ней находился фонтан со свинцо-
вым бассейном и содержались сотни
певчих птиц. Сейчас на ее месте
растут деревья, и, несмотря на то,
что известны ее точные изображе-
ния, вопрос о воссоздании чудесной
клетки пока не стоит.
Часто встречающееся утверж-
дение, будто фонтаны погибли в
наводнение 1777 года, нуждается в
уточнении. В тот год снесли постра-
давшие от наводнений водометы в
лабиринте и «Оранжерейный» фон-
тан в «Красном саду». Остальные
фонтаны и два каскада: «Дельфино-
вый» и «Амфитеатр» были разобраны
в 1786 году. В числе многих причин
уничтожения фонтанов укажем, быть
может, главную: при строительстве
высоких гранитных набережных
Невы и Фонтанки аллеи были подня-
ты примерно на полметра. Сохранить
петровские фонтаны не было никакой
возможности.
Считается бесспорным, что
Летний сад имеет «строго геоме-
трическую планировку» и «распла-
нирован по всем правилам запад-
ноевропейского садово-паркового
искусства эпохи барокко»33. Но
взглянув беспристрастно, легко
убедиться, что сад не имеет правиль-
ной формы ни в целом, ни в своих
членениях. В регулярных парках
центральная аллея шире боковых,
которые в свою очередь одинаковы
по ширине и находятся на равном от
нее расстоянии. В Летнем саду ши-
рина Главной аллеи - 5,35 м, запад-
ной («Школьной») - 9,65 м, а вос-
точной почти втрое меньше - 3,3 м!
Западная аллея отстоит от централь-
ной, считая в осях, на 50,6 м, вос-
точная - на 40,8 м. Разница почти в
10 м! Первая от Невы поперечная
аллея («Дворцовая») пересека-
ет территорию сада по косой; ее
историческое название - «Косая
аллея». Она испортила форму двух
центральных боскетов и Большого
партера у Лебяжьей канавки. Появ-
ление в саду странной аллеи связано
с тем, что некогда здесь проходила
дорога по берегу Невы. При раз-
бивке сада береговая линия была
отдалена за счет засыпки прибреж-
ной мели, а на месте старой дороги
появилась «Косая аллея».
Но, быть может, хуже всего то,
что планировка сада лишена оси
симметрии. Вопреки правилам
регулярного стиля, Главная аллея,
которая в Первом саду является
центральной, во Втором неожидан-
но превращается в боковую, а роль
центральной переходит к боковой
Школьной аллее. Перебивка осей
произошла оттого, что Второй сад
из-за изгиба Фонтанки заужен по
сравнению с Первым. Окруженный
водою Летний дворец, подобно
кораблю, «причалил» в уголок
сада; зато обширный двор Людских
покоев вклинился своими построй-
ками в его парадную часть. Нако-
нец, чего стоит изломанная линия
построенной в 1720 году Невской
набережной! Указанные ошибки
мог допустить только полноправ-
ный владелец усадьбы. Появились
веские доказательства в пользу
гипотезы: сад разбит по проекту
Петра I. Нечего и говорить, что царь,
прекрасно знавший нехитрые пра-
вила регулярного парка, пренебрег
ими сознательно.
Считается, что петровский «па-
радиз», в создании которого решаю-
щая роль отводится голландскому
садовнику Яну Розену, подражает
голландским садам. Но к 1712 году,
когда Розен приступил к работам,
Летний сад существовал уже не-
сколько лет. Это был необычный
сад, в котором, несмотря на его
небольшие размеры, нашлось ме-
сто для «Дубовой», «Липовой»,
«Еловой» рощ и «кварталу, где
орешник». В «смешанной» «Фа-
бульной роще» росли свободно,
как в лесу, разнообразные хвойные,
11
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 10 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 12 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст