ностранцы в Петербурге
А м и р а л российкогоф лот а
А.
С. Дубин
I
Одним из интереснейших эпи-
зодов долгого екатерининского цар-
ствования является служба в рос-
сийском флоте в 1788-1789 годах
знаменитого американского моряка
Поля Джонса. Его громкая военная
слава была к этому времени хорошо
известна в Европе, в России.
Джон Поль родился 24 июня
(6 июля) 1747 года*
** в Шотландии
в поместье графа Селькирка, в се-
мье садовника. В семье было много
ртов (у мальчика было три сестры
и брат), дети поневоле рано ста-
новились самостоятельными. Он в
приходской школе научился писать
и читать. Этим ограничивается его
образование. Приобрести обширные
знания, изысканные манеры ему по-
могла жизнь. Проведя детство на бе-
регу моря, он с юных лет определил
свой путь в жизни - стать моряком.
Тринадцати лет он поступил юнгой
на коммерческое судно, которое
занималось торговлей с Амери-
кой. Тогда он побывал впервые на
континенте, который потом станет
его второй родиной. Через несколь-
ко лет шкипер - он же и хозяин
судна - обанкротился, и юноша
нанялся третьим штурманом на ко-
рабль «Два товарища». Уже во время
первого рейса оказалось, что хозяин
судна вел торговлю невольниками,
перевозил черных рабов из Африки
в Америку. Джон Поль считал такую
службу позором и при первой воз-
можности покинул ее, оставив судно
до истечения срока контракта.
Неожиданность помогла Джону
Полю стать капитаном. Случилось
так, что на бригантине «Джон», где
он находился простым пассажиром
в 1768 году, в самом начале плава-
ния капитан бригантины и штур-
ман умерли от желтой лихорадки.
Джон Поль взял бразды в свои
* Март 1989 г. Публикуется впервые.
** Даты, относящиеся к европейским,
американским событиям, указываются в
статье по старому (и по новому) стилю, а
относящиеся к событиям в России - толь-
ко по старому стилю.
Капитан Поль Джонс
руки и благополучно привел судно
в порт назначения. Владельцы тут
же предложили молодому моряку
стать капитаном. Несколько лет он
ходил на «Джоне» в Вест-Индию.
После одного из возвращений в
Шотландию он был привлечен к
суду за то, что подверг наказанию
не исполнившего его приказания
судового плотника. Закон допускал
подобные наказания, и капитан был
оправдан. Но на суде выяснилось,
что молодой шкипер раньше плавал
на судне, занимавшемся работоргов-
лей. Это грозило ему большими не-
приятностями. У Джона Поля были
тяжелые объяснения с соседями,
родственниками. Обладая горячим
характером, он не мог простить не-
справедливого обвинения своим
соотечественникам - англичанам и
затаил против них глубокую злобу.
Вскоре он получил известие
о смерти своего старшего брата
Вильяма, эмигрировавшего в Вир-
гинию - английскую колонию в
Северной Америке, и оставившего
ему в наследство значительное по-
местье. И с радостью Джон Поль
решил покинуть Англию и навсегда
переселиться в Америку, ставшую
его новым отечеством. В Виргинии
Джон Поль превратился в Джона
Поля Джонса. Но чаще его называли
просто Полем Джонсом. Настоящая
фамилия шотландца - Поль - вос-
принималась как распространенное
имя. Именно как Поль Джонс он и
стал знаменит во всем мире.
Два года он мирно жил в своем
поместье в Виргинии, был вхож в
высшее местное общество, состоял
в дружеских отношениях со зна-
менитым впоследствии Томасом
Джефферсоном и сохранил их на
многие годы. Когда вспыхнула во-
йна американских колоний Англии
за независимость, Поль Джонс по-
спешил в Филадельфию - главный
город колоний, и предложил свои
услуги новому правительству.
Было ему тогда 28 лет. Джонс
был среднего роста, худощав, лицо
смуглое, загорелое, с необыкновенно
яркими черными глазами. Манеры
его были приличные, полные до-
стоинства, и он с легкостью пленял
и женщин, и простых матросов. Он
очень любил писать письма; писал
он в блестящем стиле, очень выра-
зительно и изящно, хорошо говорил
не только по-английски, но и по-
французски1.
Самым большим из торговых
парусников, находившихся в амери-
канских колониях, был «Альфред».
На нем установили тридцать пушек.
В порту Филадельфии в декабре
1775 года на «Альфреде» лейтенан-
том Полем Джонсом был поднят
континентальный флаг. Вскоре он
отличился в схватках с британскими
крейсерами, и уже в мае 1776 года
ему было доверено командовать
военным судном «Провидение».
На нем, а потом во главе небольшой
эскадры Джонс перевозил людей и
провиант из Род-Айленда в Нью-
Йорк к Джорджу Вашингтону. Тогда
он заслужил славу смелого моряка,
навсегда оставшуюся за ним. Моло-
дые офицеры стремились служить
под его командой, на его корабле.
Конечно, он не мог удовлетворить
все эти просьбы. Одним из первых
он был произведен в капитаны фло-
та США2.
13
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 12 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 14 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст