ностранцы в Петербурге
Александр и Вера Зилоти
(урождённая Третьякова)
в день свадьбы.
Москва, 1887 г.
на старшем отделении Московской
консерватории. Но его деятельность
здесь не успела развиться, остано-
вившись на самом ярком воспитан-
нике - Сергее Рахманинове, который
учился у своего кузена и профессора
с 1889 по 1891 год5. Зилоти ушел в
отставку из-за непримиримых разно-
гласий с директором консерватории
В. И. Сафоновым6, снова покинул
Россию. Он много концертировал в
Англии, Германии и других странах.
Пресса отзывалась о его исполни-
тельском мастерстве чрезвычайно
высоко. «Зилоти играет не как вир-
туоз, но как поэт, который находит
свою тему в самой глубине своего
сердца. Он умеет заставить петь
рояль Блютнера7, и чистота, ясность
в передаче им мелодий буквально
очаровывает сердца. Изумительной
педалью Зилоти достигает чудес, осо-
бенно в Шопене и Шуберте», - писал
«Дармштадтский листок»8 4 декабря
1893 года. «Блестящий пианист,
благородный звук, замечательная
техника, первоклассный мастер.
..»,
«...Очаровательное туше, совершен-
ный звук. », «Непревзойденный по
технике и исполнительскому мастер-
ству» - таковы отзывы английской
прессы, отводившей Александру
Зилоти «самое высокое место среди
современных пианистов»9.
До недавних пор считалось,
что записей игры А. И. Зилоти не
существует, однако петербургский
исследователь Марианна Акатнова
разыскала несколько уникальных
Портрет А. И. Зилоти с дарственной
надписью К
. Н
. Игумнову
А. И. Зилоти у рояля.
1910-е гг.
А. И. Зилоти и С. В. Рахманинов.
1900-е гг.
рекордов10, сделанных в США в
поздние годы жизни Александра
Ильича. Современники Зилоти
говорили: «В его игре - много
нравственной чистоты . [Она]
полна правды и истинно глубокого
содержания»11.
Как же играл Зилоти? «Что де-
лало его игру такой притягательной
и запоминающейся? Сильнейшая
всесторонняя техника, такая сво-
бодная, такая убедительная, что
думалось - для него нет трудностей.
Прекрасный мягкий тон певучего
звучания. И этим чудесным, полным
звуком Зилоти не просто играл - он
“говорил музыку”. Александр Ильич
очень своеобразно трактовал многие
произведения, шаблоны и готовые
каноны исполнения для него не су-
ществовали, поэтому его игра была
так самобытна»12.
2 5
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 24 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 26 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст