ностранцы в Петербурге
Внешность Александра Ильича во время игры по-
ражала благородством, что отмечалось всегда и всеми.
Его спокойная подтянутость «некоторым казалась
сухостью, но это.
.. [была] застенчивость, органическое
отвращение ко всему показному, дешевому.
.. он не любил
аплодисментов и поскорее старался уйти от них. Зилоти
был музыкант глубокой внутренней культуры»13.
В 1901 году Александр Ильич стал главным дири-
жером московского Филармонического общества, но с
тех пор все чаще бывал в Санкт-Петербурге: в адресной
книге столицы есть его адрес (Лиговский пр., 55). Впо-
следствии он переехал на Сергиевскую (ныне Чайков-
ского) улицу, где в доме № 24 жил еще около года. Вско-
ре, оставив Москву, Александр Ильич окончательно
поселился в Санкт-Петербурге, и с того времени начала
свое триумфальное шествие основанная им концертная
антреприза, которая в 1903 году получила официальное
наименование: «Концерты А. Зилоти». Все началось
6 октября 1901 года: в тот вечер в зале Дворянского
собрания состоялся концерт, в котором принимали
участие Рахманинов (это было его первое в Петербурге
выступление), Зилоти и Вержбилович. Впервые в сто-
лице прозвучала недавно написанная Рахманиновым
Сюита для двух фортепиано, ор. 17 (исполнители: автор
и Зилоти), затем Александр Ильич исполнил несколько
произведений Листа и Лядова. В заключение Зилоти и
Александр Вержбилович играли сонаты Бетховена и
Глазунова для виолончели и фортепиано.
Зилоти обладал исключительными организа-
торскими способностями. В молодости он создал
в Веймаре Листовское общество14; живя позднее в
Лейпциге, организовал цикл концертов П. И. Чайков-
ского в Гевандхаузе. Позже он посвятил себя развитию
просветительской антрепризы, выполняя почти все
обязанности сам: вел обширную переписку с крупны-
ми музыкантами мира, приглашал исполнителей, со-
ставлял программы, занимался финансовыми делами,
арендовал залы, оркестры, хоры, продумывал систему
билетов, абонементов - то есть один выполнял работу
целого концертного бюро.
«Концерты А. Зилоти» поражали разнообразием и
необычностью программ и к тому же осуществлялись
великолепными исполнительскими силами уровня
С. Рахманинова и А. Корто, Э. Изаи и В. Ландовской,
П. Казальса и Ф. Шаляпина, А. Вержбиловича и самого
Зилоти. По его «Концертам» можно судить о достиже-
ниях мировой музыкальной исполнительской культуры
начала ХХ века.
Чтобы перечислить произведения и назвать имена
авторов, украшавших зилотиевские вечера, недостаточ-
но места в этой статье. Хочется верить, что настоящая
книга о большом музыканте и человеке А. И. Зилоти
впереди. Но для примера мы представляю здесь поло-
вину сезона 1909/1910 годов: это фрагменты изданных
в 1913 году программ «Концертов А. Зилоти», которые
состоялись в Санкт-Петербурге сто лет назад. Тексты и
орфография изменены на современный лад. Кроме того,
в предисловии к брошюре сказано: «Оркестровые кон-
церты, в которых не назван дирижер. [проходят] под
управлением А. Зилоти»15, - но мы сочли невежливым
не упоминать имя Зилоти в программах концертов и
ввели его; в квадратных скобках сделаны прочие не-
обходимые уточнения.
Зал Дворянского собрания
10 октября 1909 г[ода]
1. *Ф. Э. Бах. Концерт D-duг, (инстр[ументован]
М. Штейнбергом), рукопись
2. *В. А. Моцарт. Концерт № 7 для скрипки с орке-
стром
[Исп.]
Ж. Энеско16
[Оркестр Императорской Русской оперы под
управлением
А. И. Зилоти]
3. И. С. Бах. Концерт F-duг для ф[орте]п[иано]
с оркестром (Бранденбургский концерт № 4),
(ред[акция]
А. [И.] Зилоти
)
[Исп.] А. Зилоти
[Оркестр Императорской Русской оперы под
управлением
Ж. Энеско]
4. *М. Балакирев. «Исламей», восточная фанта-
зия (инстр[ументовка:] А. Казелла)
5. а) *[Г.] Лёкё. Adagio для струнного оркестра
б) *[Ж.] Роже-Дюкасс. «Variations plaisantes sur
un Шише grave»17
[Оркестр Императорской Русской оперы под
управлением
А. И. Зилоти
]
6. *Ж. Энеско. Две румынские рапсодии
Оркестр [Императорской Русской оперы] под
управлением]
автора
Зал Дворянского собрания
24 октября 1909 г[ода]
1. А. П. Бородин. Симфония № 2 [«Богатыр-
ская»]
[Оркестр Императорской Русской Оперы под
управлением
А. И. Зилоти
]
2. С. [М.] Ляпунов. Концерт для ф[орте]п[иано]
с оркестром
[Исп.]
И. Гофман
[Оркестр Императорской Русской оперы] под
управл[ением]
автора
3. А. [К.] Глазунов. а) Лирическая поэма
б) Восточная рапсодия
[Оркестр Императорской Русской оперы] под
управлением]
автора
4. А. [Г.] Рубинштейн. Концерт № 4 для ф[орте]
п[иано] с оркестром18
[Исп.]
И. Гофман
Оркестр [Императорской Русской оперы под
управлением
А. И. Зилоти
]
Малый зал консерватории
4 ноября 1909 г[ода]
Исполнитель -
А. [И.] Зилоти
1.
К. Таузиг. Этюд Fis-dur
Ф. Лист. Этюд Des-dur
Ф. Шопен. 2 этюда (№[№]19 и 3 [№])
А. Лядов. Этюд, соч. 37
* В 1-й раз.
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 25 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 27 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст