ностранцы в Петербурге
2 8
А. И. Зилоти в кабинете.
1910-е гг.
Итак, всего лишь в девяти вече-
рах состоялись двенадцать премьер
сочинений русских и западных
композиторов!
С 1903 года Зилоти с семьей
поселился на Васильевском острове:
12-я линия, дом № 9. В их уютной
квартире нередко останавливались
приезжавшие для выступлений
музыканты, а на домашние вечера
приходили друзья и родственники.
Нередко собирались и в квартире
двоюродного брата Зилоти и Рах-
манинова - Аркадия Георгиевича
Прибыткова. Его дочь Зоя, актриса,
режиссер, автор воспоминаний,
писала: «.
..Петербург, Конюшенная
площадь, большой старинный дом20.
В нем - квартира моего отца, где
часто жил у нас Рахманинов, где
не раз жила Комиссаржевская, где
бывали.
многие-многие другие.
В гостиную, которая так много ви-
дела и слышала прекрасного, входит
высокий красивый человек. Он та-
кой красивый, такой обаятельный,
такой бесконечно милый и простой,
что и теперь, по прошествии многих
лет, чувство восхищения и светлой
радости, которую я испытала тогда,
в первый раз увидев его, живо во
мне. Это мой дядя, пианист Алек-
сандр Ильич Зилоти»21.
Он был кумиром дома, семьи,
близких, прислуги. Внимательный
к маленьким людям, Зилоти всех
знал по имени и отчеству, для всех
был другом и обладал невероят-
ной гуманностью и душевностью.
В связи с этим сохранилось несколь-
ко трогательных и забавных сюже-
тов. Например, рассказ Михаила
Фабиановича Гнесина о том, как он
в молодости не мог приобрести себе
по бедности пианино, о чем узнал
А. И. Зилоти. В это время Нейшел-
лер22, владелец резиновой ману-
фактуры в Петербурге, попросил
Зилоти преподавать его детям
фортепиано. Александр Ильич не
любил такие уроки, однако хоро-
шие отношения с Нейшеллером
ему были необходимы, и он скрепя
сердце отправился туда.
М
. Ф. Гнесин
Войдя в комнату для занятий,
Зилоти обратил внимание на сто-
явшие там два пианино. Он тут же
заявил, что заниматься на пианино
не будет, а требует купить рояль.
А эти два пианино можно отдать
ему - он найдет, куда их пристроить.
Нейшеллеру ничего не оставалось
делать, как выполнить «каприз»
Зилоти. Так Гнесин получил пиа-
нино. Судьба второго инструмента
неизвестна: вероятно, он нашел
«приют» у другого такого же бед-
ного студента.
Главной целью Зилоти было
музыкальное просветительство. Он
настойчиво знакомил Петербург с
современными русскими и запад-
ными сочинениями. М. Ф. Гнесин
писал: «Как Зилоти помогал нам,
молодым композиторам! Он все
делал для того, чтобы “протолкнуть”
написанное сочинение в жизнь.
Даже если ему лично оно не осо-
бенно нравилось, но, по его мнению,
было достаточно значительным для
появления в печати или на эстраде,
то он прилагал все усилия, чтобы
этого добиться»23.
Выступление в «Концертах
А. Зилоти» было маркой очень вы-
сокой. Произведения молодых ком-
позиторов - Прокофьева, Самин-
ского, Стравинского, Штейнберга,
Гнесина, Акименко, Золотарева,
Щербачева и многих других Зилоти,
не колеблясь, ставил в программы
концертов, потому что знал, что
это люди талантливые и надо их
поощрять.
Огромную помощь Зилоти
оказал Рахманинову, сам начав
играть его музыку еще в начале
1890-х на гастролях за границей,
когда молодой автор едва окончил
консерваторию. Так, в декабре 1893
года в Германии Зилоти исполнял
Первый фортепианный концерт
Сергея Рахманинова, и пресса
откликнулась исключительно хо-
рошо, отметив «благородную про-
стоту, поэтичность и вдохновенную
передачу» этого произведения.
«Надо.
.. так играть, как Зилоти,
чтобы решиться выступить с про-
изведением неизвестного компози-
тора перед чужой публикой», - пи-
сала Frankfurter Zeitung 16 декабря
1893 года. В Петербурге Зилоти
продолжал активно популяри-
зовать его произведения в своих
«Концертах» (Рахманинов чаще
всего исполнял их сам).
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 27 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст