ностранцы в Петербурге
Язеп Витолс.
Санкт-Петербург, 1910-е гг.
С большим уважением и ин-
тересом относился А. И. Зилоти к
творчеству Язепа Яновича Витолса
и неоднократно включал в про-
граммы концертов его сочинения.
Например, 22 октября 1911 года в
«Концерте А. Зилоти» прозвучала
замечательная симфоническая кар-
тина Я. Витолса «Праздник Лиго»
под управлением автора.
Имя Витолса - одно из самых
ярких в истории музыкальной жизни
Санкт-Петербурга, где его называли
Иосифом Ивановичем Витолем.
В 1880-1886 годах Витолс учился в
Санкт-Петербургской консервато-
рии, у Н. А. Римского-Корсакова, и
после окончания начал преподавать
теорию композиции. Среди его луч-
ших учеников - Сергей Прокофьев
и Николай Мясковский.
А. И. Зилоти высоко ценил
Язепа Витолса как композитора, как
педагога. Свою любимую племянни-
цу Зою Прибыткову, впоследствии
певицу, режиссера, он убедил окон-
чить консерваторию и помог ей по-
ступить в класс Витолса. З. А. При-
быткова описала забавный эпизод,
происшедший с ней в связи с этим в
1910-х годах во время пребывания в
Петербурге С. В. Рахманинова:
«...Я учусь в консерватории и
в этот вечер мучаюсь над сочине-
нием аккомпанемента, который к
завтрашнему дню надо кончить. А
ничего не выходит. Скрепя сердце
сажусь за свой аккомпанемент.
Завтра его будет проверять мой
профессор Иосиф Иванович Ви-
толь, придира, сухарь. Не дай бог
параллельная квинта или октава по-
падутся - беда, двойка обеспечена.
А главное, сейчас мой дядя Сережа
заниматься начнет, а я тут скверную
музыку сочинять должна.
Сергей Васильевич чувствует,
как мне тошно, и идет ко мне.
- Над чем стараешься, секре-
таришка?
Я начинаю ему жаловаться, что
мелодия, к которой надо сочинить
аккомпанемент, скучнейшая, в голову
ничего не лезет, и вообще —
плохо.
У Сергея Васильевича поблескива-
ют озорные искорки в глазах, и он
мне говорит:
- Не печалься, мой секретариш-
ка, я тебе напишу аккомпанемент, а
завтра ты мне скажешь, сколько за
него Витоль поставит.
В двадцать минут аккомпане-
мент готов, да какой! С рахмани-
новскими триолями, с его характер-
ными переливчатыми гармониями,
со всей присущей его музыке пре-
лестью. Сергей Васильевич очень
доволен своей шуткой, а главное,
“взволнован”: какую же отметку
он завтра получит за свою работу?
Теперь все в порядке; он садится
играть, и я бросаю сочинять музыку
и сажусь около него.
Назавтра я, с невозмутимой
физиономией, подаю “свою” работу
Витолю. Смотрю, он играет и посте-
А. И.Зилоти.
Один из последних снимков.
США, 1940-е гг.
гЛ
1
;т»гиггу
КОНЦЕРТЫ
а
.
зилатн.
^
\ 7
IIРОГРА М
М
М КО II ЦК 1‘ТО к ъ
»А ДЕСЯТЬ СЕЗОНОВЪ.
(НЮ.Ч/1901 — 1Я12/1Я13).
БД.ТЯИЬЕВЪ
1*11
Обложка программ «Концертов
А. Зилоти» за 1903-1913 гг.
пенно лицо его мрачнеет. А к концу
вся фигура его выражает полное
неудовольствие. Он говорит мне:
- Слишком вольная музыка. Не-
достаточно строго. Есть ошибки.
И влепляет мне - тройку! Я в
восхищении! Лечу домой и показы-
ваю отметку Сергею Васильевичу.
Надо было видеть его восторг,
когда он узнал, что композитор
Витоль поставил композитору
Рахманинову тройку! Долго он не
мог успокоиться, хохотал до слез. А
потом всем рассказывал, как благо-
даря мне заработал единственную
тройку в жизни.»
С 1913 года А. И. Зилоти жил
в доме № 14 по Крюкову каналу,
где у него традиционно продол-
жали бывать музыканты, артисты
Мариинского театра, профессора
консерватории, а также приез-
жавшие на гастроли исполнители.
С началом Первой мировой войны
«Концерты А. Зилоти» проходили
в Мариинском театре, где после
Февральской революции, при Вре-
менном правительстве, он был из-
бран общественным управляющим
(директором).
Александр Ильич чрезвычайно
ответственно отнесся к своей новой
работе. Однако осенью 1917 года все
рухнуло. Труппа Мариинского теа-
тра во главе с А. И. Зилоти объявила
бойкот.
Это вызвало яростный протест
новых властей. В театр явился воз-
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 28 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 30 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст