і /
J -
<
стория учреждении
38
с нашей концепцией воспитания
детей. Но за государство много
работаю: возрождаю тематическое
коллекционирование, выпускаю
тематические открытки, создал Дет-
ский музей открытки. Пусть хоть
государство когда-нибудь придет
ко мне и скажет: «Даем тебе заказ.
Издай миллионным тиражом гимн,
герб России и т.д.». Но В. В. Путина
издал. Я первый, кто издал Путина
на открытке.
Вот и думаешь, почему гимн из-
дал художник, а не государство. Это
же государственный гимн!
Так вот, возвращаюсь к моему
делу, которое тем не менее, доставляет
удовольствие. Во-первых, я исследо-
ватель истории дореволюционных
открыток. Очень много времени
посвятил деятельности общины
святой Евгении. Сидел в архивах,
искал материалы. Кстати, сейчас
молодое поколение исследователей
хорошо работает. Наталья Мазохина,
к примеру, пишет чудные статьи про
общину святой Евгении.
Теперь об этом знаю много. Став
издателем, ощущаю себя повто-
ряющим определенный опыт. Для
ясности приведу пример.
Тур Хейердал построил лодку
«Ра» для того, чтобы понять, могли
ли древние египтяне доплыть до
Америки. Он построил плот «Кон-
Тики», чтобы пройти путь древних
мореплавателей через Тихий океан
из Южной Америки в Полинезию.
Строил по чертежам, которые смог
придумать, восстановить.
По сути дела, в своей изда-
тельской деятельности я ощущаю
себя немножко Туром Хейердалом,
поскольку много лет исследовал об-
щину святой Евгении, деятельность
ее основателя Ивана Михайловича
Степанова, написавшего книгу об
издании своих открыток3.
Прохожу такой же путь. Иногда
измеряю себя по общине святой Ев-
гении: я издал столько-то за опреде-
ленный промежуток времени. А
сколько сделал за такое же время
Иван Михайлович?
Всего они издали 6500 откры-
ток. Смогу ли я за жизнь издать
такое же количество?.
.
Очень интересно анализировать
ошибки на открытках. Откуда они
взялись? Печатник заснул - пол-
тиража получилось другого цвета.
Коллекционеры потом собирают
разные варианты. А на самом деле -
ошибка печатника. Издатель ничего
подобного не хотел.
Все это мне чрезвычайно инте-
ресно. Если сравнивать начало XX
века и сегодняшний день - разные
спросы на открытки. Иван Михай-
лович опирался на царскую семью,
которая дала ему carte blanche, по-
могла открыть киоски по продаже
открыток на железнодорожных
станциях. Таким образом, была
создана система реализации. Я,
конечно, не могу создать такую
систему. У него было больше воз-
можностей, реальных помощников.
Тех же властных помощников, как
принцесса Е. М. Ольденбургская,
которая могла многое сделать.
Приведу один пример: общество
святой Евгении больше десяти лет
держало эксклюзивное право на
печать открыток. И только в 1910-е
годы император отменил это право,
поскольку шел процесс демократи-
зации общественной жизни.
Условия, конечно, разные. Од-
нако я думаю: Иван Михайлович
смог. А я? Одолею?
Его пример стимулирует, помо-
гает. И помогает святая Евгения.
..
Об издательской деятельности
надо сказать, что она не хаотичная,
даже при всей сиюминутности. При
этом, как во все времена, у нас, к
сожалению, есть ошибки. Мы их
не скрыли от читателей журнала
«ЖУК», составляя перечень вы-
пущенных открыток.
Остовом издательства являются
тематические серии. Делается это
не случайно. Когда ко мне пришел
Болдырев, я задумал серию книжек
про русские издательства. И вторая
книжка, которую я тогда готовил,
посвящалась издательству «Рассвет».
Это было киевское издательство,
которое потом переехало в Москву.
Издатель - удивительный человек -
Соломон Абрамов, который начал из-
давать открытки в 16 лет, не имея ни
копейки за душой. Это было в начале
XX века, когда спрос на открытку был
очень высоким.
В процессе подготовки книжки
об этом издателе я узнал, что он
строил дело начиная с нуля. У меня
тоже нет таких покровителей, как у
Ивана Михайловича Степанова. Не
будут мне помогать и первые люди в
государстве, хотя на тот момент Сер-
гей Михайлович Миронов был уже
Председателем Совета Федерации.
Я прекрасно понимал, что ему не до
меня.
Вспомнит ли когда-нибудь
Третьякова.
.. Правда, как-то он по-
дарил Детскому музею совершенно
потрясающие китайские открытки.
Я был в Санкт-Петербурге, а он уже
находился в Москве. Вдруг меня
вызывают в его приемную: «Вот вам
от Сергея Михайловича Миронова
подарок.»
Конечно, это не те связи, когда
принцесса попечительствует от-
дельное издательство открыток.
Поэтому я подумал, что мне надо ко-
пировать то, как свое издательское
дело построил Соломон Абрамов.
А построил он очень интересно.
С самого начала сделал длинные
тематические серии.
По сути дела, я это скопировал.
Самая длинная серия - «Выстав-
ки» - более 200 открыток. Далее -
«Блистательный Петербург». В них
мы добавляем и добавляем открыт-
ки, которые издаем. Сейчас у нас
19 тематических серий. Последняя
родилась совсем недавно, но она
имеет символическое название -
«Умные открытки».
К нам обратился планетарий с
просьбой издать открытки для де-
тей. И мы издали серию «Планеты
Солнечной системы». На каждой
открытке есть полное описание пла-
неты. Взяв эту открытку, мальчишки
и девчонки могут узнать про Землю,
Венеру, Меркурий.
Хотелось, чтобы открытки ре-
шили когда-то поставленную задачу.
Поэтому каждому ребенку, при-
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 37 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст