П
,
утешествие по городу
40
Петропавловский собор Санкт-
Петербурга - памятник, на котором
«расписалось» не одно столетие
и в котором переплелись сотни
человеческих судеб, незаурядных,
талантливых, выдающихся1.
Мне посчастливилось работать
рядом, можно сказать бок о бок с
научными сотрудниками одного из
филиалов Музея истории города -
«Петропавловская крепость».
Филиал обладает собствен-
ным богатым научным архивом
по истории собора. Большую его
часть составляют выписки, которые
делались на протяжении десяти-
летий научными сотрудниками
музея, такими как Е. Н. Элькин2,
А. С. Кожевников, Н. Г. Коган,
А. И. Барабанова и другие.
Помню, что когда в 1970 году
я еще совсем молодой пришла
работать в Петропавловскую кре-
пость, в фондохранилищах пахло
сыростью казематов и старинными
вещами. Научных сотрудников
было немного, и чаще всего я ви-
дела их спины, склоненные над
выписками.
Несколько раз, возвращаясь из
театра около 11 часов вечера, я шла
домой через крепость, чтобы ускорить
путь, и каждый раз снова и снова ви-
дела в их рабочих комнатах свет. Они
продолжали работать. Постепенно я
стала привыкать к этому.
Многих из того поколения ма-
стеров уже нет в живых, но их вклад
в сохранение музейных традиций
города неоценим. И он не только
в написанных ими исторических
справках или в открытых ими экс-
позициях, он носит более общий,
системный характер.
Им удалось создать особую
ауру, а главное - устойчивые музей-
ные традиции.
Скромные, тихие, жившие на
очень небольшую музейную зарпла-
ту, они были полностью погружены
в эпоху Петра.
Эти романтики музейного дела,
склонившиеся над ветхими стра-
ницами сохранившихся архивных
материалов, были частью жизни Пе-
тропавловской крепости и собора.
Старший научный сотрудник
А. С. Кожевников многие годы за-
нимался крепостными куртинами.
Казалось, кроме чертежей амбразур
его ничто на свете не волновало.
Но когда речь зашла о реставрации
Петропавловского собора3, мы
услышали от него такую страстную
горячую речь, что собор как будто
вырос перед нами и предстал во всем
своем великолепии.
Его задели, что называется, за
живое, - и одна только мысль о
возможном несоответствии оттенка
нужного колера при реставрации
фасадов собора превратила на
наших глазах «немого» в пламен-
ного оратора. А ведь занимался
А. С. Кожевников историей не
самого собора, а, что называется,
историей «около него».
Сотрудники того поколения
много знали «около», «рядом», они
были лишены узкого «коридорного
мышления». Их интересовал ши-
рокий историко-культурный фон,
крупные исторические события и
одновременно самые мелкие детали
и факты.
Однажды открылась экспо-
зиция, посвященная истории кре-
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 39 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 41 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст