честву великих поэтов России
A. С. Пушкина и М. Ю. Лермонто-
ва, отличаются оригинальностью
суждений и вызывают глубокий
интерес слушателей (А. С. Пушкин:
от Александра Невского к поэту;
М. Ю. Лермонтов: родственники,
друзья и враги поэта; Загряжские,
Строгановы и А. С. Пушкин).
В 1996 году Сиднейский уни-
верситет (Австралия) избрал
B. Е. Павлова своим почетным чле-
ном, учитывая впервые созданные
по его инициативе творческие кон-
такты двух университетов (путей со-
общения в Петербурге и Сиднее).
Но откуда же такая широта
и безмерная глубина натуры, что
для сегодняшнего дня совсем не-
типично?
Владимир Павлов - потомствен-
ный железнодорожник. Девятый
ребенок в семье. Родился он 8 марта
1931 года на краю уссурийской тайги,
которую мы знаем только по описа-
ниям знаменитого путешественника,
исследователя Дальнего Востока
Владимира Клавдиевича Арсеньева, в
городе Никольске-Уссурийском При-
морского края. Город по современным
меркам молодой, он ведет свое начало
с 1866 года, когда возникло село Ни-
кольское. В 1898 году слиянием села
Никольское и железнодорожного по-
селка Кетрицево образован город. Он
стоит на реке Раздольной, берущей
начало в горной Маньчжурии Китая
и впадающей в 20 км от Владиво-
стока в Амурский залив Японского
моря. Когда Владимиру исполнилось
четыре года, город зачем-то переиме-
новали в Ворошилов, который там
никогда не бывал. В 1957 году город
переименовали в Уссурийск.
Отец Владимира, Егор Павло-
вич Павлов (1880-1952), участник
Русско-японской войны 1904-1905
годов, пережив страшные, голод-
ные и мятежные годы, после демо-
билизации в 1906 году устроился
на работу в Харбинское отделение
Китайско-Восточной железной до-
роги. Тогда работать на железной
дороге было делом почетным и
ответственным. Труд железнодо-
рожника был непомерно тяжелым,
хотя неплохо оплачивался. Не каж-
дый мог удержаться здесь при той
служебной загрузке и ответствен-
ности. Через четыре года отца пере-
вели на железнодорожную станцию
города Никольск-Уссурийский
Уссурийской железной дороги.
6
Начинал он путевым рабочим,
затем стал сцепщиком вагонов, со-
ставителем поездов и дослужился
до главного кондуктора грузовых
поездов. Здесь же началась его
семейная жизнь. Двадцатилетняя
Евдокия Ананьевна Самсонова
(1893-1971), сибирская казачка,
стала его верным спутником жиз-
ни, помощницей и матерью девя-
терых детей. Ее родина - Тюмень,
но в семилетнем возрасте родители
увезли ее в село Раздольное под
Уссурийском, где находилось одно
из подразделений казаков, которое
только одно и могло поддерживать
здесь порядок и защиту местного
населения. В год трехсотлетия
дома Романовых, которое широко
отмечалось в империи, молодые
обвенчались по православному
обычаю и прожили вместе 39 лет.
Евдокия Ананьевна в суровые
годы первых пятилеток искусно
вела хозяйство, старалась детям
привить навыки домашнего труда
и огородничества, отец же, несмо-
тря на свою занятость, старался
развить в детях любовь к чтению,
сам много читал им вслух, этого же
требовал и от них.
Интенсивная деятельность отца
стала примером для Владимира
Павловича. Он не только продол-
жил железнодорожное дело отца, но
и стал инженером путей сообщения
и ведущим ученым России. В дет-
ских мечтах он уже знал, что будет
железнодорожником, поэтому учил-
ся с охоткой, всегда на отлично.
После войны, в августе 1945
года, 14-летнего юношу награ-
дили поездкой в Артек в составе
группы школьников Приморского
края. Свое первое путешествие в
Крым он запомнил на всю жизнь.
По совету же отца, уехавшего из
Петербурга в начале ХХ века по
мобилизации на Восточный фронт,
Владимир Павлов в 1949 году, по-
сле окончания с золотой медалью
железнодорожной средней школы
№ 131, уехал в далекий Ленинград
и поступил в Электротехнический
институт инженеров железнодо-
рожного транспорта (ЛЭТИИЖТ).
Этот институт существовал с 1937
года и был образован по приказу
Народного комиссариата путей со-
общения из Электротехнического
факультета ЛИИЖТа. (В августе
1954 года он опять был объединен
с ЛИИЖТом.)
В июне 1954 года Павлов с
отличием окончил институт и по
рекомендации ученого совета как
сталинский стипендиат поступил
в аспирантуру ЛИИЖТа к профес-
сору А. А. Яблонскому. Началась
многолетняя творческая работа,
которая завершилась сначала за-
щитой кандидатской, а затем и
докторской диссертаций в области
сортировочной техники на транс-
порте, педагогическая и научная
работа на кафедре «Теоретическая
механика» в должностях ассистента,
доцента, профессора, заведующего
кафедрой. В 1973 году Совет экс-
плуатационного факультета избрал
В. Е. Павлова деканом факультета, а
через шесть лет он уже - проректор
по научной работе. 1988 год стал
апогеем его карьеры - на общем
собрании ЛИИЖТа коллеги избрали
В. Е. Павлова ректором. Это была
высокая степень доверия всего
коллектива в смутное время первых
лет смены государственного строя.
Ректорат ЛИИЖТа, а затем Универ-
ситета путей сообщения под руко-
водством В. Е. Павлова обеспечил
сохранение научного потенциала
первого транспортного учебного
заведения России в трудные пере-
строечные годы и создал основу
дальнейшего развития крупней-
шего транспортного университета
Европы.
Кресло ректора он оставил в
1999 году, перейдя на должность
профессора кафедры, с которой не
расстается вот уже 56 лет.
Конечно же, состоялся Вла-
димир Егорович как ученый и
общественный деятель не только
благодаря своим личным качествам,
силе дальневосточного характера, не
только благодаря своим учителям,
но и любви и поддержке близкого
человека, жены - Татьяны Влади-
мировны Васильевой. Она, житель
блокадного Ленинграда, окончила
ЛИИЖТ в 1957 году, их дочь Еле-
на - в 1980 году, а внучка Ольга - в
2005 году. Вся семья Владимира
Егоровича так или иначе связана с
транспортом.
История пишется личностями,
она же ими и сохраняется. А со-
хранить великое в культуре нации
может только тот, кто сам способен
возвыситься над этим величием.
Профессор Владимир Егорович
Павлов один из ярких тому при-
меров.
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 5 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 7 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст