Н
еизвестное об известном
В. А. Коренцвит
О бм інив ошибки
в рассказах о Летнем саде
8
Внушительный список пу-
бликаций, посвященных Летнему
саду, значительно пополнился к
300-летию Петербурга. В 2011 году
столько же лет исполняется само-
му Летнему саду. В связи с рестав-
рацией ожидается новый всплеск
интереса к истории столичной ре-
зиденции российских императоров.
Хочется предупредить авторов от
повторения старых ошибок. «Лет-
ний сад - самый старинный сад
Петербурга-Ленинграда-Санкт-
Петербурга. Когда-то в нем было
более пятидесяти фонтанов, ис-
полненных на темы басен Ивана
Андреевича Крылова.
..»1
Для справки: в садовом лаби-
ринте в 1720-х годах было постав-
лено около 30 фонтанов с позоло-
ченными свинцовыми фигурками,
персонажами Эзоповых басен.
Фонтаны погибли в наводнение
1777 года. Мальчик Ваня Крылов их
не застал; он с мамой еще не приехал
в Петербург.
Любопытно найти первоис-
точники давних недоразумений.
Анонимный автор описания Петер-
бурга 1710 года (Геркенс) допустил
неточность, сообщив, что царское
величество имеет резиденцию у
самой реки, которая впадает в Не-
ву2. Извинительная ошибка ино-
странца, который, вероятно, писал
книгу по памяти. Но вот и «первый
историк Петербурга» А. И. Богданов
невольно оговорился: царь «начал
строительство парка и дворца на
берегу Фонтанки при впадении ее в
Неву»3. Теперь, конечно, такое мож-
но услышать только от школьников
(ссылаюсь на свой опыт).
А вот популярная городская
легенда, будто Мойка зарождалась в
болоте и «своего течения не имела»,
жива до сих пор. Ее автором был тот
же А. И. Богданов. По его словам,
«Мойка речка, которая прежде была
глухая. на 1711 году, когда деланы
были каналы при Летнем доме, оную
речку соединили с Фонтанкою»4.
И. И. Лисаевич уточняет: речка Мья
вытекала «из небольшого болотца -
там, где много позже был построен
храм Воскресения Христова (Спас
на Крови)»5. Нетрудно убедиться,
взглянув на шведские карты XVII
века и ранние планы Петербурга,
что прав Ф. Полунин, который еще
в 1773 году писал: «Петр Великий,
устроя Летний дворец, велел и
речку Мойку, где она из реки Невы
(Фонтанки. -
В.
К.) происходит,
вычистить и глубже выкопать, по-
чему она на сем месте (у Марсова
поля. -
В.
К.) больше на канал, не-
жели на речку походит»6.
Как рождаются петербургские
легенды, свидетельствует история
мифической речки Лебединки. «В
1711 году - писал П. Я. Канн, - на
месте реки Лебединки прорыли
Лебяжий канал»7. На П. Я. Канна
ссылается в своей замечательной
книге «Предыстория Петербурга»
А. М. Шарымов. По его словам,
Лебяжья канавка названа так «по
имени древней речки Лебединки,
вытекавшей прежде из района Мой-
ки в Неву»8. Как могла соседняя с
Фонтанкой Лебединка впадать в
Неву и каким чудом удалось повер-
нуть ее вспять, превратив в канал?
По свидетельству П. Н. Петрова,
в его время (1880-е годы) речкой
«Лебедянкой» называлась Лебяжья
канавка: «Кроме грота, начат был
канал из Невы в Мойку, у Летнего
сада, теперь называемый речкою
Лебедянкою»9.
И. Э. Грабарь высказал предпо-
ложение, что А. Шлютер по приезду
в 1714 году в Петербург перестро-
ил дворец, увеличив его ширину
вдвое10. Уже в 1929 году Н. Лансере,
впрочем не приводя аргументов, от-
верг эту гипотезу и оказался прав,
что подтвердили исследования
палат архитектором-реставратором
A. Э. Гессеном в 1950-е годы11. Но
до сих пор давно опровергнутая
гипотеза подается как очевидный
факт. «Известно также, - писал
B. Г. Власов, - что Шлютер значи-
тельно расширил дворец Петра в
Летнем саду»12.
Сославшись на некий план
Петербурга 1 705 года, Т. Б. Ду-
Петр I
(?). Проект Летнего дворца и Людских покоев.
1709г. (?)
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 7 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 9 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст