еизвестное об известном
бяго предположила, что на месте
Летнего сада находился русский
военный палаточный лагерь13. Это
недоразумение. В 1846 году военно-
топографическое депо Главно-
го штаба подготовило к юбилею,
150-летию Петербурга, альбом, в
котором были помещены гипоте-
тические планы города на «круглые
даты»: 1700 год, 1705 год и 1725 год.
За основу для создания плана 1705
года был положен рукописный план
1706 года, на котором частично на
месте Летнего сада и ниже по Неве
показана еловая роща. Под резцом
гравера ели, естественно, получили
треугольную форму, что и ввело
в заблуждение Т Б. Дубяго, а еще
раньше (1853 год) - Н. И. Цыло-
ва14. Ошибка давно установлена, но
читаем: «Перед приходом русских
Коноу бежал в Швецию, и на месте
его усадьбы был устроен лагерь
русских войск»15.
Считается, что до 1711 года на
месте Летнего дворца находился
деревянный царский дворец. Вы-
яснилось, что здесь, сменяя друг
друга, было два таких дворца. Их
изображения известны, а недолго-
вечная судьба прослежена нами по
архивным документам16.
Когда основан Летний сад?
Странный вопрос, все знают, что
в 1704 году. Но вот в «Пособии по
истории города», предназначенном
для учащихся, сообщается, что сад
«разведен по указу царя Петра I в
1711 году»17. Откроем энциклопе-
дию, вышедшую как раз в тот год,
когда Летний сад отмечал свой трех-
сотлетний юбилей. Оказывается,
«разбивать Летний сад начали при
строительстве каменного Летнего
дворца Петра I (1712 г.), а завер-
шили в 1725 году18. Что же было
на месте сада до 1711-1712 годов?
Все еще стоял палаточный лагерь
или был какой-то другой сад? Тот,
о котором упомянул в 1710 году в
своем дневнике Юст Юль: «Петр I
удалился в дом, построенный в его
новоразбитом саду, где стоят с лиш-
ком 30 больших мраморных статуй».
Напомним, датский посланник
приехал в Петербург в начале 1709
года и мог наблюдать, как весной
этого года велись посадки деревьев
«взамен засохших». Археологиче-
ские раскопки показали, что устрой-
ству сада предшествовали большие
земляные работы по исправлению
береговой линии и засыпке поймы
План Летнего сада Г
Охлопкова.
Конец 1730-х гг.
сначала Невы, а позднее (1706—
1707) —
Фонтанки. Уже в марте 1704
года велась переписка о доставке в
Петербург из подмосковного села
Измайлова цветочных семян и рас-
сады. Но если весной собирались
приступить к посадкам, значит, к
тому времени сад уже был разбит.
Следовательно, планировочные ра-
боты начались уже в 1703 году. Вот
и А. Д. Меншиков свидетельствовал:
Летний дом «построен в 703 году»19.
Что же касается нижней даты, то не
в 1725 году, а лишь в середине 1730-х
годов с окончанием строительства
каскада «Амфитеатр» завершил
Ф.-Б. Растрелли формирование
ансамбля. Энциклопедический
справочник «Санкт-Петербург, Пе-
троград, Ленинград» более точен:
Летний сад «разбит в 1704—1730-х
годах»20.
«Ныне в Летнем саду, —
читаем
энциклопедию, —
около трех ты-
сяч деревьев.
..». В другом издании
пишут «свыше 3000 деревьев»21.
По данным начатой вскоре инвен-
таризации выяснилось, что в саду
1817 деревьев. Успокоим читате-
лей: массовой гибели деревьев не
произошло. Просто сведения в
энциклопедию попали из недосто-
верного источника.
Из справочной литературы
можно узнать, будто Летний дворец
построен наподобие «образцового
дома для “именитых”»22. Другими
словами, существовал некий чертеж
«образцового» дома для состоятель-
ных горожан, по которому построен
дворец Петра I. По другой популяр-
ной версии якобы сам дворец стал
таким «образцовым домом». На
самом деле, единственным жилым
зданием в городе, внешне напо-
минающим Летний дворец, были
Людские покои, что не случайно:
они, как и Летний дворец, построе-
ны по чертежу Петра I. Проекты
«образцовых домов» Д. Трезини и
Ж.-Б. Леблона появились позднее:
в 1714 и 1716 годах.
Достоверных сведений нет,
поэтому авторитетные справочные
издания лишь предполагают, что
Летний дворец возведен по про-
екту Д. Трезини. Но нередко эта
гипотеза подается как несомнен-
ный факт. Я попытался доказать,
что автором проекта был Петр I.
К такому выводу привел анализ
загадочного чертежа из собрания
Академии художеств23. Известный
лишь узкому кругу специалистов,
чертеж считался «неосуществлен-
ным проектом Летнего дворца».
На первый взгляд кажется, что
проект, за исключением плана, не
имеет ничего общего с возведенным
дворцом: фасад со стороны Невы
совершенно иной. Однако если мы
реконструируем, опираясь на план,
обращенный к гаванцу южный
фасад, то убедимся —
он почти не
отличается от осуществленного
варианта. План здания имеет свои
достоинства, но есть досадные
ошибки. Их слишком много, чтоб
здесь перечислять. Невозможно
представить, чтобы их допустил
архитектор. Назовем одну, самую
невероятную: вход на парадную
лестницу показан через нужник!
Строитель дворца, скорее всего, это
был Трезини, убедил царя внести в
проект необходимые изменения, а
именно: устроил кухню в угловом
помещении нижнего этажа, доба-
вил второе окно в кабинет царя и
прочее. А вот Людские покои воз-
ведены без отступления от перво-
начального проекта Петра I.
9
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 8 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 10 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст