уша Петербурга
надежда, что основную часть чле-
нов ученой комиссии объединяет
стремление привести в соответ-
ствие с изменившимся полити-
ческим режимом экономический
строй России, который будет осно-
вываться на правильной экономи-
ческой политике12. Ученые как бы
объединились в едином порыве
служения Отечеству, считая, что
разумная политика сможет испра-
вить положение и способствовать
укреплению могущества страны.
Таким образом, «субботин-
ские вечера», возникшие в Санк-
Петербурге в 80-е годы XIX века
как форма проявления частной ини-
циативы представителей научной
интеллигенции, эволюционировали
в институционально оформленную
общественную организацию, ка-
ким стало Собрание экономистов,
заявившее о себе в начале ХХ века
как активный участник процесса
выработки эффективной стратегии
социально-экономического обнов-
ления России.
1
Вопросы экономической жизни в обсуждении «Собрания экономистов». Отчет за 20 лет. 19 февраля 1891 г. - 19 февраля 1911 г.:
в 2 т. / Сост. Д. Н. Бородин. СПб., 1911.
2
Там же. Т. I. С. 5.
3 Там же. Т. II. С. 785.
4 Вопросы экономической жизни в обсуждении «Собрания экономистов». Т. II. С. 785; Собрание экономистов. Электронный ресурс:
[режим доступа: http://www.encspb.ru/ агПс1е.р1гр?коб=2804011631]
5 Вопросы экономической жизни в обсуждении «Собрания экономистов». Т. I. С. 371.
6 Там же. С. 388.
7 Там же. Т. II. С. 499.
8 Там же. С. 448.
9 Там же. С. 447.
10 Там же. С. 448.
11
Там же. С. 595.
12 Там же. С. 593-594.
Что свет нашел во мраке ноЧи.
..
М. С. Кузнецова
4 0
Фотоискусство и фотожурнали-
стику недаром называют
искусством
светописи.
Перед лучом, устремлен-
ным в фотообъектив, расступается
мрак забвенья. А если это - мрак
самой страшной в истории челове-
чества войны?.
.
К 65-летию великой народной
Победы почти одновременно вы-
шло три праздничных фотоальбома:
«Война 1941-1945 годов» (изда-
тельство «Феникс», город Ростов-
на-Дону), «В объективе война 1941-
1945 годов» (издательство «Лики
России», город Санкт-Петербург) и
«1945: год Великой Победы (в днев-
никах, воспоминаниях, фотографи-
ях и документах)» (издательство
«ЛИК», город Санкт-Петербург).
Все три альбома полиграфиче-
ски выполнены нарядно, с большой
выдумкой, несомненно, материалы,
представленные в них, имеют позна-
вательную, а в некоторых случаях -
эстетическую ценность.
Особенно необычно и изобре-
тательно выглядит альбом изда-
тельства «Феникс»: в конце текста
имеется специальный карман, в
который вложен CD. На этом дис-
ке - выступления В. М. Молотова,
И. В. Сталина и информационные
сообщения о разгроме немецко-
фашистских войск под Сталингра-
дом в исполнении Ю. Б. Левитана.
Есть и другие конверты - не для
CD, а для воспроизведенных копий
документов времен Второй мировой
войны.
С точки зрения производст-
венно-полиграфической подобное
нововведение значительно услож-
нило работу с альбомом, и честно
говоря, далеко не всегда этот путь
оправдан. В этом альбоме колос-
сальный интерес представляют ци-
таты из документов Третьего рейха,
цель которых - попытка вникнуть
в механизм немецко-фашистской
идеологии и воссоздать некоторые
подробности подготовки к войне,
преимущественно на будущем Вос-
точном фронте.
Достаточно широки и предста-
вительны фотоматериалы альбома
издательства «Лики России». И все
же при завершении знакомства с ним
читателя (и зрителя, прежде всего)
не оставляет чувство недоумения:
слишком часто составители пытают-
ся уравнять солдат-освободителей с
солдатами-захватчиками. Пожалуй,
не только недоумение, но и недо-
верие вызывают такие сюжеты,
как: нарядно одетые украинские
девушки, явно из Западной Украи-
ны, с цветами встречают немецкие
войска; немецкий солдат в паре
с русским солдатом сеет зерно в
борозду (в музее истории Великой
Отечественной войны в Киеве име-
ется экспонат-ответ на этот снимок:
огромный стальной каток с шипами
и колючками для уничтожения по-
севов зерна); немецкий военный
врач заботливо лечит страшно зияю-
щую рану на руке красноармейца
(рядом нет ни охраны, ни конвоя);
девушка-крестьянка с приветливой
улыбкой угощает фашистского сол-
дата парным молоком из ведерка;
немец в форме катает крестьянского
мальчика на своем боевом коне.
..
Этого перечисления вполне до-
статочно для того, чтобы сделать
вывод: эти фотоснимки подобраны
тенденциозно и, скорее всего, имеют
постановочно-пропагандистский
характер.
Такие фотографии создавались
по приказу немецкой военной ад-
министрации на оккупированных
советских территориях. Изучая
страницы истории Великой Отече-
ственной войны, прежде всего,
свидетельства оставшихся в живых
граждан нашей страны, нельзя отри-
цать того, что в отдельных случаях
общевойсковые (не карательные!)
подразделения и части Германии и
ее союзников могли проявлять бла-
госклонность к мирным жителям,
История Петербурга. № 3 (61)/2011
предыдущая страница 39 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн следующая страница 41 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст