уша Петербурга
но представить себе, что
именно в
этот момент
рядом мог оказаться
профессиональный фотожурналист
или кинооператор, мягко говоря,
сомнительно. Недаром с особым
упорством составители неоднократ-
но показывали читателям альбома
сфотографированных немецких
кино- и фотокоров. Помимо подоб-
ных фотоснимков резко бросаются
в глаза программные для составите-
лей и авторов текстов слова в пре-
дисловии к альбому:
«Общечелове-
ческая наднациональная трагедия»
Второй мировой войны и тезис:
«Война - всегда поражение».
Нельзя не подчеркнуть высо-
кую требовательность издательства
«ЛИК» не только к документализ-
му и историзму фотографий, но и
к их высокому художественному
уровню. Среди представленных
в альбоме фотоснимков немало
таких, которые по своему художе-
ственному решению смело могли
бы быть включены в альбом с деви-
зом:
«Лучшие фотокадры военной
хроники»: «Герой боев в Восточной
Пруссии наводчик миномета рядовой
Т. М. Терешев. Март 1945г.», «Огонь
по Берлину! Апрель 1945 г.», «На на-
бережной Влтавы в освобожденной
Праге. Май 1945 г.», «Встречаем
победителей. Москва. Белорусский
вокзал. Июль 1945г.», «Первыйпоезд
с победителями. Москва. Ржевский
вокзал. 17 июля 1945 г.»,
фотосни-
мок с Дворцовой площади - танцы
в честь Победы над фашистской
Германией.
..
Разумеется, даже самый скупой
и невыразительный снимок может
быть интересен и для специали-
стов, и для тех, кого издательские
аннотации именуют «широким
кругом читателей». В конце кон-
цов, фотокорреспонденту, особенно
фронтовому, снимавшему в боевых,
как сейчас говорят, экстремальных
условиях, вполне можно простить
композиционные просчеты, не-
выразительную игру света, но тем
более хвала мастерам фотокамеры,
которые в таких тяжелых условиях
заботились не только о достовер-
ности, но и о художественной вы-
разительности.
Действительно, среди пред-
ставленных в альбоме издательства
«ЛИК» фотографий увлекающе-
муся военно-исторической темой
человеку некоторые фотоснимки
могут быть известны, так как он их
встречал на выставках, в журналах
и газетах, а может быть, и в качестве
стоп-кадра в документальных кино-
лентах, и тем не менее встречаются
довольно редкие фотоснимки. На
меня особое впечатление произвел
фотоснимок, сделанный в апреле
1945 года: советские воины замерли
около памятника Шиллеру и смо-
трят на него так, будто находятся не
на месте только что отгремевшего
боя, а на какой-нибудь мирной экс-
курсии. В памяти всплывает эпизод
из художественного фильма «Дру-
зья и годы»: наши артиллеристы, по-
давляя огневую точку врага, вполне
были вправе произвести смертонос-
ный выстрел, н о. мог бы пострадать
мемориальный дом Моцарта, и они
приняли решение во имя спасения
музея великого композитора изме-
нить тактику боя.
В начале альбома фотоснимок
от декабря 1941 года. Район Можай-
ска. Западный фронт.
«Колонна бро-
немашин выступает на боевые по-
зиции»
- подпись под фотоснимком.
Вроде бы ничего особенного, однако
трагизм заключается в том, что эти
«бронемашины» - слегка переде-
ланные М-1 (эмки). Не надо быть
знатоком бронетехники и вообще
военного дела, чтобы понять про-
стую истину - это отнюдь не грозное
оружие, а очень уязвимая мишень,
тем более что резиновые шины не
имели защитного кожуха. Я помню
рассказ одного литератора, который
дружил с историческим романистом
и документалистом Николаем Бры-
киным, автором игрового фильма
«Оборона Петрограда» о защите
города от войск Юденича. Так вот,
завершался этот фильм военным
парадом на Дворцовой площади
в Ленинграде в ноябре 1939 года:
по площади гордо катились эмки с
пулеметными башнями. На вопрос
Николаю Александровичу о неубе-
дительной концовке фильма о по-
беде на южных рубежах Петрограда
Брыкин смущенно ответил, что как
человек военный и как сценарист
понимает, что вышло это неловко
и неуместно, но тут его вины нет:
в самом конце работы над лентой
режиссер взял последние кадры
кинохроники и самолично включил
их в фильм, без согласия с Николаем
Александровичем. Вот такие дале-
коидущие ассоциации вызывает эта
вполне профессиональная и даже
мастерски выполненная фотогра-
фия. Вывод ясен: с такой техникой
остановить вражеский напор было
нельзя.
В альбоме немало текстов. Есть
среди них, опять же, сугубо инфор-
мационные, есть документы, в том
числе приказы, есть фрагменты
воспоминаний. Самый лиричный и
не без литературных способностей
написанный принадлежит, как это
ни странно, не военному журнали-
сту, а рядовому бойцу разведроты
Я. Ф. Мартыненко. Он наблюдате-
лен, точен в словах и по-репортерски
динамичен. Уместно привести фраг-
мент из его воспоминаний, который
передает чувства рядового Великой
войны:
«Радость от Победы в пер-
вый момент, ни с чем не сравнимое
чувство и гордости, и скорбь потерь,
и мечты о будущем. Кто пережил
войну, никогда ее не забудет - это
вечная боль и рана. У нас осталось
чувство горечи и потому, что союз-
ники медлили с открытием второго
фронта и пытались отделаться от
нас тушенкой и поношенной одеж-
дой».
Значит ли все сказанное, что
абсолютно со всеми построениями и
цитатами можно согласиться? Есть
несколько разного рода замечаний
и по шрифтовому решению, и по
верстке, по некоторым цветовым
решениям, но эти моменты ни в
коей мере не умаляют сильного
эмоционального впечатления от
знакомства с альбомом издатель-
ства «ЛИК», настраивая читателя
и зрителя (применительно к фото-
альбому слово
«зритель»
звучит
закономерно) на высокие чувства и
глубокие мысли. И в памяти ожива-
ют слова из монолога главного героя
киноэпопеи Александра Довжен-
ко и Юлии Солнцевой «Повесть
пламенных лет» (текст написан в
последний год войны, фильм по-
ставлен 15 лет спустя):
«Кончилась
мировая война! Стою с автоматом
на пороге новой эпохи и думаю, какую
могучую темную силу мы победили,
будь она проклята!.
. Передо мной
проходят войска - товарищи мои.
Я пропускаю их, как командующий,
хотя я и не генерал, конечно, и не
маршал,
-
простой сержант Иван
Орлюк, колхозник с Приднепровья,
обыкновенный, так сказать, побе-
дитель в мировой войне
».
Именно эти слова видятся мне
эпиграфом не только к фотоальбо-
мам о Великой Отечественной войне,
но и ко всему юбилейному году.
4 1
История Петербурга. № 3 (61)/2011
предыдущая страница 40 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн следующая страница 42 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст