И
стория учреждении
5 2
Специальное гашение Музыкального Фонда королевы Елизаветы.
1937 г.
Из архива О. И. Молкиной
традиция с каждой моей получки
ходить в булочную на Кировском
проспекте и покупать гостинцы -
булочки,колобки,конфеты.
Эта традиция однажды сыграла
со мной злую шутку. Был банный
день. Девочек мыли первыми, по-
скольку им надо было долго сушить
и причесывать волосы. Воспользо-
вавшись занятостью воспитателей,
решив побаловать себя сластями,
один из воспитанников, Шура
Иванов, отправился в самоволку.
Хорошо, что я сразу догадалась
о возможном маршруте его пере-
движения, и мы быстро отыскали
беглеца, который пытался убедить
продавщицу бесплатно дать ему
гостинца.
На выходные, а точнее в воскре-
сенье (тогда это был единственный
выходной), я часто брала детей до-
мой. Жили мы тогда в коммунальной
квартире. Тем не менее для детей это
была редкая возможность побыть в
семье и отдохнуть от «коллектива».
После масштабов детского дома
все казалось ребятам игрушечным:
мясорубка, кастрюли, сковороды.
В детский дом возвращались с по-
дарками и пирогами для всех детей.
Возвратившегося из гостей ребенка
сразу окружали одногруппники,
расспрашивая о том, что он ел, что
видел, чем занимался. Следующий
ребенок, отправлявшийся ко мне,
обязательно желал есть то же самое,
что и те, кто уже у меня гостил.
Иногда бывало непросто объяснить
тем, кто приходил ко мне зимой, что
это время - не сезон для арбузов,
и угостить его этим лакомством я
не могу при всем моем желании.
В советское время каждому овощу
и фрукту было отведено свое время,
как по классической английской
пословице. Однако, может быть,
эта некруглогодичная доступность
делала еду более вкусной.
Мы часто ставили различные
спектакли, на каждый Новый год
делали интересные представления.
Перед проводами детей в школу ре-
бятам была показана опера «Репка».
Декорации готовили сами. Репка
была сделана с помощью двух тазов,
оклеенных газетными лентами и
папье-маше. Всю эту конструкцию
проклеивали, сушили, затем выни-
мали тазы и соединяли две формы.
Репка была прекрасна. В изготовле-
нии реквизита принимали участие
все дети.
Однако именно необходимость
отдавать детей в школу стала при-
чиной, заставившей меня уйти из
детского дома. Система образования
того времени строилась таким обра-
зом, что дети, достигшие семилетне-
го возраста, должны были перейти в
другой школьный детский дом. Весь
ужас ситуации заключался в том, что
группа при этом разбивалась, дети
поступали по 5-6 человек в те дома,
где уже существовали свои законы
и порядки. Когда я приводила ребят
в школьный детский дом, для них
это было трагедией. Они начинали
вспоминать и просить прощения за
все свои прегрешения, о которых я
уже и думать забыла. Они считали,
что это я отдаю их за непослушание.
Сколько я писала писем с просьбой
оставить группу мне до конца и про-
сто предоставить им право посещать
школьные занятия. Но система была
непоколебима.
Я чувствовала себя предателям
по отношению к тем детям, которые
верили мне и называли мамой. Разве
могла я объяснить им, что я совсем
не виновата. Особенно плохо мне
становилось тогда, когда я навещала
их в новых группах. Там никто не
хотел заниматься их длинными во-
лосами. Поэтому всех брили «под
ноль». Старожилы детских домов
устраивали новичкам «темные».
Преподаватели также не отлича-
лись особой любовью к детям. И
мои ребята, только начавшие ста-
новиться отзывчивыми, добрыми и
заботливыми, опять превращались в
запуганных зверьков. От этого было
очень горько. Часто шла до самого
дома плача и не замечая никого на
пути. У меня начались сильные при-
ступы мигрени. Устав стучаться в
закрытую дверь, не будучи в силах
что-то поменять, я решила не брать
новую группу и уйти из детского
дома. Тем не менее до сих пор пом-
ню всех своих маленьких детей,
которые сейчас уже, наверное, на
пенсии. Очень бы хотелось знать,
как сложилась их судьба.
(Текст подготовлен
Е. А. Спиридоновой)
1
Тагирджанова А. Н. Татарские детские дома в Петрограде-Ленинграде 1920-х
годов / / История Петербурга. 2008. № 6 (46). С. 56.
2
О педагоге Е. Г. Чугай см. также в №№ 3 (31), № 4 (32) 2006 «История Петербурга».
3 Сакович Т. Н. К. Е. Ворошилов и Красная королева. История одного портрета / /
Реальная газета. 2009, 29 апр.
4 Фомичев А. Жила-была королева. Красная королева / / Эхо планеты. 2007. № 26.
6-12 июля.
История Петербурга. № 3 (61)/2011
предыдущая страница 51 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн следующая страница 53 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст