И
ностранцы в Петербурге
Дом Цейдлеров в усадьбе Папула. Выборг
Начало ХХ века.
Из семейного архива А. Ф. Клебанова. Фотография публикуется впервые
вспомнить о добрых страницах
нашей - во многом, совместной -
истории? Не нужно ли, созидая
новое здание российско-немецких
отношений, закладывать в его
фундамент не только взаимные
обиды и упреки, но и бесчисленные
свидетельства благих дел и вза-
имного доброжелательства? Что
может быть более показательным
и назидательным, чем рассказ о
наших предках, которые вместе
жили, учились, страдали, любили
на земле российской?
Надеемся, что подробный рас-
сказ об одной немецкой семье по-
служит нашим маленьким вкладом
в восстановление доброго имени
«русских» немцев.
Как уже упоминалось ранее,
родоначальником российской ветви
«наших» Цейдлеров стал Ферди-
нанд Фридрих Цейдлер. Он родился
4 марта 1822 года в семье адвоката
в саксонском городке Хильдесхай-
ме (Hildesheim)5, и, как показы-
вают дальнейшие генеалогические
поиски, семья не утратила связей со
своей исторической родиной - один
из послереволюционных «побе-
гов» родового древа возродился на
прародине. В 1851 году Фридрих
Цейдлер уже студент математиче-
ского факультета Геттингенского
университета6. Именно на это время
приходится первое упоминание
«российского следа» в фамильной
истории - успешному студенту
одного из ведущих университетов
Германии была назначена сти-
пендия великой княгини Ольги
(1822-1892)7.
Сейчас мы сказали бы, что сти-
пендия выплачивалась с условием
последующей отработки на ниве
российского народного образова-
ния. Думается, что таким образом
княгиня Ольга заботилась о по-
вышении качества преподавания
в отечественной школе. Именно
поэтому после окончания уни-
верситета, не позднее начала 1856
года, Фридрих Цейдлер приехал в
Выборг и поступил преподавателем
математики в знаменитую школу
Карла Бема (1823-1856)8. Можно
предположить, что одногодки Бем
и Цейдлер были знакомы еще до
приезда Фридриха в Выборг. Более
подробную информацию о началь-
ном периоде работы Фридриха
Цейдлера мы надеемся найти в Вы-
боргском архиве.
Школа Бема, одна из первых в
России частных гимназий-панси-
онов, несмотря на сравнительно
короткий срок существования, к мо-
менту приезда Фридриха была уже
достаточно известна и популярна.
Молодой учитель математики поль-
зуется заслуженным уважением у
питомцев и коллег. К сожалению, в
1856 году в молодом возрасте умира-
ет основатель и директор гимназии
Карл Бем и тридцатичетырехлетний
Фридрих Цейдлер становится его
преемником. К этому же времени -
июль 1860 года - относится и начало
счастливого брака с Бертой Альбер-
товной Кемпе (1840-1925).
Отличительной особенностью
школы Бема было повышенное
внимание к изучению русского язы-
ка, даже «большее, чем в местных
правительственных заведениях,
шведских и финских». Авторитету
школы способствовал и тщательно
подобранный состав педагогов.
Вполне вероятно, что принципы
организации школы Бема были
хорошо знакомы основателю не-
мецкой частной школы Карлу Маю.
Напомним, что вторым браком Карл
Май был женат на Агнессе Альбер-
товне Кемпе (1845-1928), младшей
сестре жены Фридриха Цейдлера.
Трудно предположить, что сестры
не принимали участие в «семейном
бизнесе». Документально подтверж-
дено, что Агнесса Май многие годы
занималась активной педагогиче-
ской деятельностью в школе Мая9.
Родственными были не только
семьи, но и школы Бема-Цейдлера
и Мая. Можно смело сказать, что
Фридрих Цейдлер и Карл Май были
не только родственниками, но и со-
ратниками.
Уже через год после свадьбы
Фридриха и Берты Цейдлеров на
свет появился их первенец, Герман
(1861-1940). В будущем счастливая
семья Цейдлеров с завидным посто-
янством прирастала новыми члена-
ми - Людвиг (1863-1916), Альберт
(1865-1908), Эмма (1868-?), Клара
(1870-1952), Рудольф (1872 - после
1930?), Густав (1874-1959), Анто-
ния (1876-?)10. Интересно отметить,
что все дети родились в Выборге
и были записаны как «уроженцы
княжества Финляндского», что слу-
жило в последующем поводом для
ошибочного толкования националь-
ности и некоторым препятствием в
делах службы11.
Все сыновья Фридриха Цейдле-
ра, кроме Альберта, провели в сте-
нах гимназии Карла Мая от одного
до пяти лет, причем Герман, Густав
и Рудольф окончили здесь полный
курс средней школы12. Скорее всего,
это объясняется тем, что по суще-
ствовавшей традиции дети дирек-
тора школы не могли заканчивать
учебное заведение, возглавляемое
их родителем (в конкретном слу-
чае - школу Бема-Цейдлера в Вы-
борге). С другой стороны, в школе
Мая дети учились у родных дяди и
тети и, конечно, находились под их
доброжелательным присмотром.
Родители могли спокойно доверить
воспитание своих чад близким род-
ственникам.
История Петербурга. № 3 (61)/2011
предыдущая страница 53 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст