П
,
утешествие по городу
П
р
о
г у
л
к
и
эпохи классицизма
Л. Ю. Лапина
Царское Село. Екатерининский дворец
Царское Село. Палладиев мост
Термин «классицизм» проис-
ходит от латинского слова «класси-
кус» (образец) и обозначает стиль
художественной культуры Европы
XVII - первой половины XIX века.
Творцы всех видов искусства - ар-
хитектуры, литературы, скульпту-
ры, живописи, музыки - создавали
произведения в этом стиле. Эпоха
выражала свои гражданские идеалы
и морально-этические нормы, осно-
ванные на торжестве разума, стрем-
лении к гармонии и совершенству,
обратившись к формам античного
искусства.
Классицизм впервые сложился
во Франции XVII века, где и стал
господствующим стилем, как ранее
готика, а в XVIII и первой половине
XIX века распространился по всей
Европе. Классицизм выражает
идею укрепления государства, что
означает подчинение интересов от-
дельной личности интересам всего
общества. Гражданское искусство
античности было для представите-
лей классицизма образцом, «идеаль-
ной древностью», «золотым веком»
человечества, поэтому и своих со-
временников они часто изображали
в облике героев античности - ре-
ально живших и эллинистических
богов. Екатерину Вторую часто
сравнивали с Минервой (Афиной
Палладой) - богиней мудрости
римлян и греков, как ранее Анну
Австрийскую - мать Людовика
Четырнадцатого. В Эрмитаже хра-
нится портрет этой французской
королевы в облике Минервы работы
французского придворного живо-
писца Симона Вуэ (1590-1649).
На торжественном архитектурном
фоне (классические колонны) он
изобразил королеву как античную
богиню. Сова символизирует ее му-
дрость, венок на голове - славу, жезл
в руках - власть, амуры поддержи-
вают гирлянды цветов. Над входом
в Летний дворец Петра Первого есть
рельеф (1714): богиня Афина сидит
на барабане в окружении трофей-
ных знамен и пушек. Композицию с
чуть заметно улыбающейся богиней
завершает царская корона в руках
амуров. Этот рельеф называется
«Торжество Минервы» или просто
«Минерва». Атрибуты богини -
шлем, щит, копье.
Стиль классицизм создавал ху-
дожественные образы, отличавшие-
ся ясностью, рационалистической
четкостью, соразмерностью деталей,
пластической завершенностью, но
при этом тяготел к отвлеченной
идеализации жизни своей эпохи.
Превознося античность как образец
во всем, этот стиль жестко регла-
ментировал жанры, формы, приемы
творчества.
Санкт-Петербург в течение двух
столетий был столицей Российской
империи. Многие градообразую-
щие здания его выстроены в стиле
классицизма. Роскошную столицу
окружают пригородные дворцово-
парковые ансамбли. Среди них выде-
ляется своим великолепием Царское
Село - летняя императорская рези-
денция. Земли, на которых возникла
эта резиденция, Петр Первый пожа-
ловал А. Д. Меншикову в 1707 году.
Александр Данилович стал первым
губернатором освобожденной от
шведов Ингерманландии. Шведов
изгнали отсюда в начале Великой
Северной войны (1702-1721). Про-
изошло это в 1702 году. Ранее здесь
было небольшое селение Саарская
Мыза (Сарица). Мыза означает
хутор, то есть отдельно стоящую
усадьбу с сельскохозяйственными
постройками. Саарская Мыза вклю-
чала деревянный дом, стоявший на
возвышенности, хозяйственные
постройки, сад и огород, спускав-
шиеся к речке Вангазе.
24
июня 1710 года Саарская
Мыза подарена Петром Первым его
будущей супруге и царице Екатери-
не Алексеевне. Так Саарская Мыза
вошла в разряд дворцовых земель.
Три российские императрицы,
жившие в XVIII веке, были любя-
щими и рачительными хозяйками
Царского Села.
Екатерина Алексеевна (1684-
1727), царица с 1711 года, полюбила
59
История Петербурга. № 3 (61)/2011
предыдущая страница 58 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн следующая страница 60 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст