П,
утешествие по городу
60
эти места и втайне от Петра Первого
принялась их обустраивать. Она
хотела сделать сюрприз отцу своих
детей. По ее приказу в 1717 году
на месте старого деревянного дома
архитекторы И.-Ф. Браунштейн,
И. К. Ферстер возвели «каменные
палаты о шестнадцати светлицах».
Фасад нового дворца выходил в
декоративный сад на манер гол-
ландского, распланированный
Я. Роозеном. Работы продолжались
до 1723 года. Были там огороды, в
том числе и аптекарский, в котором
работала сама хозяйка. Она знала
лекарственные травы. Петр Первый
поощрял в своих приближенных
стремление к знаниям. В поместье
содержали породистых коров, делали
собственные сыры и масло. Излишки
молока Екатерина раздавала крестья-
нам из близлежащих деревень. Семья
царя выезжала сюда на лето. С 20-х
годов XVIII века по 1917 год здесь
находилась резиденция российских
императоров династии Романовых.
Их правление завершилось здесь же,
в Александровском дворце Царского
Села, в июле 1917 года, когда импе-
ратор Николай Второй с семьей на-
всегда покинул родные места.
А история Царского Села на-
чалась с 1710 года, с подарка Петра
Первого возлюбленной Екатерине
(обвенчались они в 1712 году). Дочь
их, Елизавета Петровна, ровесница
Полтавской битвы, провела здесь
детство и на всю жизнь полюбила
эти места. Став императрицей
(1741 —
1761), она приказала на
месте маленького дворца своего
детства построить роскошный
каменный и назвала его Екатери-
нинским в честь матери. Дворец
строили крупнейшие архитекторы
эпохи - М. Земцов, А. Квасов, С. Че-
вакинский. Величественный дворец
(Старый, Царскосельский) пере-
строил и достроил В. Растрелли, он
же оформил внутренние залы. Это
оформление поразило современ-
ников, поражает и нас, живущих в
XXI веке. Из роскошных покоев
дворца особо выделяются Золотая
анфилада и Янтарная комната. Ве-
ликолепное синее с белым строение
В. Растрелли окружено прекрасно
ухоженными парками - регулярным
и пейзажным.
Петр Первый - царь-реформа-
тор, наряду с другими нововведени-
ями (европейский костюм) обогатил
жизнь русского двора и обязатель-
ными прогулками в парках, подоб-
ных версальскому. Такое времяпре-
провождение, подчиненное нормам
придворного этикета, органично
прижилось в русской культуре.
Петр Первый был знаком с блестя-
щей придворной жизнью своего
старшего современника Людовика
Четырнадцатого (1638—1714), бы-
вал в его излюбленной резиденции
Версале. Три выдающихся мастера
создали славу Версаля - архитек-
тор Лево, художник Лебрен, мастер
садово-паркового искусства Ленотр.
Вернувшись в Россию, Петр за-
мыслил создать дворцы и парки, не
уступающие Версалю. После смерти
французского монарха его садовый
мастер Ленотр по приглашению
Петра Алексеевича прибыл в Санкт-
Петербург, где занялся разбивкой
парков у загородных резиденций
русского царя.
В русской аристократической
культуре XVIII века возник фено-
мен прогулки на лоне природы. Но
это была специально обустроенная
природа - парк. По указанию царя
там размещали статуи, античные
и современные, имеющие аллего-
рическое значение. В Летнем саду
был устроен Лабиринт. Украшали
его скульптурные группы на темы
басен Жана де Лафонтена. Про-
гулки в регулярных садах первой
половины восемнадцатого века
строго выдержаны в правилах при-
дворного этикета. Когда Елизавета
Петровна ехала гулять в Петергоф
на один день, салютовали пушки
Адмиралтейства, при император-
ском дворце устраивался прием, к
которому шили специальные туа-
леты - бледно-зеленые с серебром.
В середине XVIII века придворные
платья, и мужские, и женские, шили
из бархата, парчи, узорчатого шелка,
отделывали богатыми кружевами с
золотыми и серебряными нитями.
Женское платье по французской
моде носила сама императрица -
сильно затянутое в талии, большое
декольте, рукава до локтя, широ-
кая пышная юбка на фижмах из
китового уса. В парадных платьях
середины XVIII века размах фижм
достигал полутора метров, а китово-
го уса («костей») на них требовалось
до четырех килограммов.
Прогулки в парках вошли в
придворную моду. Они не были
праздным развлечением, но имели
особое значение - развивали лич-
ность гуляющего. Поэтому очень
важно было, что он видит, проходя
дорожками парков. Воспоминания,
впечатления, размышления, вызван-
ные картинами природы, дикой или
облагороженной трудами человека,
были очень важны для людей эпо-
хи Просвещения. Фрэнсис Бэкон
(1561-1626) в «Великом восста-
новлении наук» призвал «открыть
человеческому разуму новую до-
рогу.
.. и дать ему новые средства по-
мощи, чтобы дух мог пользоваться
своими правами на природу». Само
понятие «природа» тогда стало
синонимом естественного физи-
ческого закона, универсального и
неизменного. В это понятие входит
все сущее, включая человека. Чтобы
дать пищу уму гуляющего, в парках
устраивали храмы, руины, мемориа-
лы, исполненные символического
содержания, понятного человеку
XVIII века. В опосредованной фор-
ме они затрагивали разные стороны
бытия. Отправляясь на прогулку или
в более длительное путешествие, про-
свещенный человек XVIII столетия
брал несессер с принадлежностями
для письма - бумагой, карандашами,
перьями, чернильницей - и записы-
вал свои мысли и впечатления.
Мыслящие личности эпохи
классицизма вели дневник, по-
винуясь душевной потребности,
и заполняли его на прогулке не
только описаниями поразившего
их пейзажа, но и своими мыслями
об увиденном. Сама планировка
пейзажных парков развивала в лю-
дях потребность в созерцательном
уединении. В русском обществе
появились неординарно мыслящие
индивидуумы, записывающие свои
наблюдения и впечатления. Для
них устраивали уединенные угол-
ки в Царскосельском и Гатчинском
парках, прокладывали параллельные
дорожки Новой Сильвии в парке
Павловска. Люди уважали уединение
друг друга. В европейской литерату-
ре получил распространение жанр
романа в письмах - как имитация
путевых записок с сиюминутными
впечатлениями. В России тоже
появился такой стиль, как сенти-
ментализм.
Модно было рисовать разно-
образные виды парков и окрестно-
стей Санкт-Петербурга. Екатерина
Вторая подарила придворной даме
В. Головиной переносной мольберт.
Дама рисовала Царскосельский
История Петербурга. № 3 (61)/2011
предыдущая страница 59 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн следующая страница 61 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст