П
,
утешествие по городу
Царское Село. Екатерининский парк
парк, использовала подарок им-
ператрицы и в более длительных
поездках. Фрейлина Е. Нелидова
рисовала пейзажи Павловска.
Екатерина Вторая особенно лю-
била Царское Село, куда выезжала
с двором из Санкт-Петербурга на
все лето. К тому времени Екатеринин-
ский дворец окружили два парка -
регулярный Старый сад и пейзаж-
ный английский. Регулярный парк
берет начало из шведского сада
Саарской Мызы. По проекту архи-
тектора Я. Роозена скат возвышен-
ности (150 метров) приобрел вид
террас, нисходящих к маленькой
речушке Вангазе, где шведами была
построена водяная мельница. В те
же годы (1719-1726) Вангаза была
переделана в Каскадные (Нижние)
пруды, соединившиеся с Мельнич-
ным (Третьим) прудом. Большой
пруд, существующий и поныне, был
создан из хозяйственного Верхнего
пруда. Там на острове в 1723 году
И. К. Фестер построил беседку для
Екатерины Первой. К ее дворцу
примыкал сад размером 300
x
100 са-
женей, огороженный с трех сторон.
Садовый мастер И. Фохт разделил
его на геометрически правильные
части прямыми перспективами.
Главная ось сада исходила из цен-
тра дворца Екатерины Первой.
Затейливый узор партеров, крас-
ный песок, беломраморные статуи,
выделяющиеся на фоне стриженой
зелени, кажутся продолжением
интерьеров дворца, восхищая нас и
сегодня. А при Екатерине Первой на
первой террасе у самого дворца рас-
полагались цветники и «фигурный
сад» - деревца, подстриженные в
виде геометрических фигур - ша-
ров, пирамид и т. д. Украшение
второй террасы - крытые аллеи и
деревянные беседки, выкрашенные
в цвет зелени, обсажены кленами.
Вишни высажены во всю ширину
сада. На третьей террасе вырыли два
пруда (Каменный, Зеркальный). Их
наполняла вода донных родников.
Уходила вода в канаву, проложен-
ную вдоль северной границы сада.
Цесаревна Елизавета Петровна
унаследовала Саарскую Мызу по
завещанию матери-императрицы
(1727). Став императрицей, Ели-
завета Петровна занялась пере-
стройкой Екатерининского дворца
(1743-1756). В. Растрелли соору-
дил для нее дворец в стиле рус-
ского барокко. 30 июля 1756 года в
присутствии императрицы, двора,
послов состоялось торжественное
открытие дворца и освящение
церкви, внутреннее убранство ко-
торой было создано по проекту
В. Растрелли. Императрица по-
желала «над церковью.
.. купола не
делать, но пять глав по пропорции.
..
вызолотить, как в Аничковом доме, и
с такими же по краям фестонами, где
по белому железу золочено листовым
золотом.
..» Силуэты пятиглавия двор-
цовой церкви напоминают Смольный
собор. По вкусу Елизаветы Петровны
В. Растрелли декорировал церковь
как парадный зал - лазурные стены,
колонны коринфского ордера вы-
золочены и обвиты резными гирлян-
дами. Путти, золоченые орнаменты
придают интерьеру маленького храма
праздничное великолепие. Церковь
заложена в честь Светоносного Хри-
стова Воскресения в августе 1746
года. Плафон «Вознесение Христа»
создан венецианским художником
Дж. Валериани. Живописцы Г. Гроот,
Л. Каравак, И. Я. Вишняков, братья
Колокольниковы написали сто че-
тырнадцать икон. Их поместили в
резные позолоченные рамы, такая же
резьба украсила иконостас. Отделка
церкви сохранилась в годы фашист-
ской оккупации Царского Села, но
плафон и иконы были похищены.
Растрелли реконструировал и
Старый сад, расширив его на шири-
ну фасада дворца. Сад сохранился
как регулярный, но получил более
роскошный, парадный вид. Там
появились беломраморные итальян-
ские и свинцовые позолоченные
скульптуры, экзотические деревья
в кадках.
В парке строятся садовые па-
вильоны - Эрмитаж (архитектор
В. Растрелли; не сохранился) и Грот.
В. Растрелли построил этот пави-
льон (1753-1757) для императрицы
Елизаветы Петровны на полуостров-
ке, в те времена далеко вдававшемся
в Большой пруд. Синий, с белыми
колоннами и округлым куполом,
он повторяет архитектурный облик
Екатерининского дворца, выглядит
нарядным, праздничным. Отделка
напоминает вспененную поверх-
ность южного лазурного моря. Леп-
нину, обрамляющую окна и двери
павильона, поддерживают путти.
Она сделана как сплетение морских
божеств, раковин, дельфинов и сим-
волизирует морскую мощь России.
61
История Петербурга. № 3 (61)/2011
предыдущая страница 60 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн следующая страница 62 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст