П,
утешествие по городу
62
Купол павильона Грот напоминает
купол Смольного собора - раннее
творение В. Растрелли. Купол Грота
в XVIII веке венчал вырезанный из
дерева фонтан, струи которого как
бы изливались на купол. Елизавета
Петровна чтила память своего отца-
победителя в морских сражениях
со шведами и мечтала ездить из
Петербурга в Царское на шлюпке по
специально прорытому каналу.
Императрица Екатерина Вторая
(1762-1796) выезжала на все лето
в Царское Село, становившееся в
это время центром политической и
художественной жизни России. По
ее приказу Екатерининский дворец
перестраивался в 1770-1780 годах
в соответствии с изменившимся сти-
лем эпохи. Простота классицизма
сменила вычурную избыточность
барокко. Екатерина Алексеевна за-
нималась государственными делами
с утра, удалившись в павильон Грот.
Она вставала в пять утра, варила
себе крепчайший кофе, писала
письма и назидательные сочинения
для внуков и подданных, составляла
указы, слушала музыку, любовалась
прекрасным видом на искусственное
озеро - Большой пруд. На острове
посреди озера стоит Чесменская
ростральная колонна в память мор-
ских баталий 1770 года с турками.
Тело колонны из светлого олонец-
кого мрамора с вделанными носами
кораблей (рострами) отражается в
зеркальной глади пруда. Основание
ее выполнено из серого выборг-
ского гранита. На трех сторонах
основания размещены бронзовые
барельефы, изображающие морские
сражения 1770 года - при Хиосе,
Чесме и Митилене. Морской флот
Турции тогда был полностью уни-
чтожен. Стройную пропорциональ-
ную колонну венчает бронзовый
орел - символ России. Он ломает
полумесяц - символ Османской
империи. Граф Алексей Орлов за
участие в этих баталиях получил к
фамилии приставку Чесменский.
В парке создана модель бухты и
мыса, где произошла Чесменская
баталия. Императрица писала:
«Когда война сия продолжится, то
царскосельский мой сад будет по-
ходить на игрушечку. После каждого
воинского деяния воздвигается в
нем приличный памятник».
Идеи французского философа
Жана-Жака Руссо оказали большое
влияние на жизнь современного
ему европейского общества. Он вы-
ступал против блестящей роскош-
ной придворной жизни, призывал
вернуться к сельской простоте на
лоне природы. Силуэт придворных
платьев и причесок сильно упро-
стился. Екатерина Вторая сначала
следовала французской парикма-
херской моде, но греческую при-
ческу ввела в России раньше, чем
в остальной Европе. Образцы этих
причесок и сейчас можно видеть на
греческих вазах коллекции Эрми-
тажа. Сама Екатерина носила косу,
обвитую вокруг головы. Такой мы
видим ее на гравированном портрете
Е. П. Чемесова (1762). Повседнев-
ные платья придворных дам все чаще
шьют из простых светлых хлопчато-
бумажных тканей —
муслина, бати-
ста. Императрица впервые создала
костюм для прогулок, состоящий из
свободного «греческого платья» и
«венгерского кафтана» —
прообраза
современного пальто, длина и по-
крой которого близки старорусским
допетровским одеждам.
Французская художница Л. Е. Ви-
же-Лебрен, жившая в Санкт-Петер-
бурге с 1795 по 1801 год, так описала
в мемуарах повседневный наряд
престарелой императрицы: «.
..наряд
ее.
.. прост и благороден.
.. состоял из
кисейной туники, шитой золотом, с
очень широкими рукавами, заложен-
ными поперечными в азиатском духе
складками, и бриллиантовым поясом;
под туникой доломан.
.. красного бар-
хата с очень короткими рукавами».
В повесть «Капитанская доч-
ка» А. С. Пушкин ввел образ гу-
ляющей в Царскосельском парке
императрицы: «Она была в белом
утреннем платье, в ночном чепце
и душегрейке». Поэту был знаком
портрет Екатерины Второй работы
В. Л. Боровиковского (1757—1825).
Владимир Лукич творил в стиле
сентиментализма, создавал интим-
ные лирические образы своих со-
временников. Портрет Екатерины
Второй гравирован в 1827 году
Н. И. Уткиным (1780-1863). Ни-
колай Иванович отменно владел
резцом. Четкими, уверенными,
разнообразными штрихами он раз-
множил реалистические портреты
своих современников А. В. Суворова
(1818) и А. С. Пушкина (1827), по-
лучившие большую популярность в
русском обществе.
Традиция прогулок в велико-
лепных, всемирно известных парках
Царского Села сохранилась и в XXI
веке. Экскурсии и одиночные посе-
тители, иностранцы и петербуржцы
спешат на свидание с золотым во-
семнадцатым веком.
Использованная литература:
1. Бунатян Г. Г., Лавров В. Н. Пригороды Санкт-Петербурга: путеводитель. СПб.,
2007.
2. Канке В. А. История философии: учебное пособие. М., 2005.
3. Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-
Петербурга и пригородов. СПб., 2003.
4. Лурье Ф. М. Петербург 1703-1917: синхронистические таблицы. СПб., 2001.
5. Петров А. Н. Город Пушкин. Дворцы и парки. Л., 1977.
6. Пушкин А. С. Исторические заметки: историческая проза, заметки. Л., 1984.
7. Три века Санкт-Петербургу: энциклопедия: в 3-х томах. - Т. 1: Осьмнадцатое
столетие: В 2-х кн. - Кн. 2: Н-Я / Отв. ред. П. Е. Бухаркин. СПб., 2001.
8. Шапиро Ю. Г. Эрмитаж: путеводитель по выставкам и залам. Л., 1983.
9. Энциклопедический словарь: в 2-х тт. Т. 1: А-Маскарон / Гл. ред. Б. А. Введен-
ский. М., 1963.
История Петербурга. № 3 (61)/2011
предыдущая страница 61 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн следующая страница 63 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст