локада Ленинграда
Н. И. Барышников (справа).
Осень 1941 г.
еще более напряженной. Дежурный
радист-оператор фиксировал про-
лет цели в зоне обн аруж ен и я и
одновременно передавал по теле-
фону и радио сведения о ней на ко-
мандный пункт.
Запомнился один из эпизодов
работы станции 3 июля 1941 года.
В этот день по радио передавали
вы ступление И. В. Сталина. Под
впечатлением прослушанной речи
я заступил дежурным по станции
и вскоре услышал монотонное гу-
дение, доносившееся из динамика
стан ц и и . О но вд руг см ен и лось
преры ви сты м и звукам и . В зоне
действия РУС-1 появилась цель.
Чтобы определить количество про-
летевш их сам олетов, надо бы ло
без п р о м ед лен и я вк лю чи ть о н -
дулятор - специальны й аппарат,
вы черчивавш ий на движ ущ ейся
бумажной ленте форму принятого
сигнала. По записанном у н ачер-
танию м ож но бы ло определить,
был это один самолет или группа.
В данном случае кривая на ленте
свидетельствовала о том, что ле-
тело три самолета. Д онесение об
обнаруженной цели сразу же было
передано вы боргском у главном у
посту ВН О С*. П ролет самолетов
подтвердили посты визуального
наблюдения ПВО Выборга. В городе
раздался сигнал воздушной тревоги.
Вскоре мы обнаружили вражеские
самолеты. Огонь зенитных орудий
заставил их повернуть в сторону
Выборгского залива. Система ПВО
города закры ла путь враж еской
авиации к Ленинграду.
Попытки противника проник-
нуть с воздуха к району Выборга
и далее на юго-восток участились
по мере того, как финские войска
усиливали натиск на Карельском
перешейке. Но специалисты ПВО
находились на своих постах и четко
несли службу. Хорошую репутацию
радистов-операторов заслуж или
тогда мои сослуживцы Евдокимов,
Пузырев, Детюк. К тому времени
они приобрели некоторый боевой
опы т и изо всех сил добивались
точного определения количества
обнаруженных самолетов.
Д он есен и я, поступ авш и е от
РУС-1, к сожалению, не являлись
исчерпывающими. Станция могла
фиксировать пролет самолетов толь-
ко в своей зоне. А ведь требовалось
знать еще тип тех самолетов, их курс
и высоту. Частично такие сведения
давали посты ВНОС, но они не всег-
да могли видеть воздуш ные цели
над Ф инским заливом. Но именно
со стороны м оря неприятельская
авиация часто пыталась проникнуть
к Ленинграду.
Через некоторое время на смену
РУС-1 в нашу часть поступили бо-
лее совершенные станции — РУС-2.
О ни могли проследить весь путь
движения воздушной цели.
Тем не менее в последних чис-
лах августа, когда уже появилась
угроза захвата В ы борга п р о ти в-
ником, по приказу командования
мы свернули станцию в походное
положение и рано утром 29 августа
1941 года выехали из города. Улицы
Выборга тогда представляли крайне
печальное зрелище. Они выглядели
совершенно опустевшими, к тому же
все выборгские предприятия, как
это было заметно, уже полностью
прекратили свою работу.
О собенно тогда запом нилась
привокзальная площадь города. Она
была буквально завалена невесть
откуда взявш ейся мебелью и гро-
моздкими музыкальными инстру-
ментами. Очевидно, эти вещи пла-
нировали вывезти из Выборга, но
сделать это было уже невозможно.
Подтверждалось это тем, что здесь
же на площади мы увидели одну из
жительниц города, которая сразу же
обратилась к нам с просьбой помочь
ей покинуть Выборг. Но мы, к на-
шему сожалению, помочь не могли.
Станция, которую перевозила наша
м аш ина, сч и талась соверш енно
секретной, и нам категорически
запрещались любые перевозки по-
сторонних лиц.
Тем временем бои за Выборг
шли уже на северных подступах к
городу. В тот момент основные до-
роги, ведущие к Ленинграду, были
перерезаны неприятелем. Трудным
путем — по одной из проселочных
лесных дорог Карельского перешей-
ка, простреливавш ейся м иномет-
ным огнем противника, — станцию
удалось все-таки вывезти из района
боевых действий и доставить в штаб
батальона.
Но мы, конечно, тогда не знали,
что нам еще только предстоит вы -
нести самые тяжкие испытания, свя-
занные с блокадой Ленинграда, кото-
рая начнется уже спустя несколько
дней - 8 сентября 1941 года.
За период блокады, естественно,
в наш ей ж изни произош ли очень
больш ие изменения. Н о главным
при этом оставалось твердое жела-
ние победить и не допустить сдачи
города врагу.
Р адиолокация и вся система
противовоздушной обороны Ленин-
града стремилась добиться таких
результатов, чтобы не допустить
разруш ение города с воздуха, как
это случилось в тот период с рядом
европейских городов. И действи-
тельно, немецкая авиация, несмотря
на постоянны е попы тки нанести
* ВНОС - воздушное наблюдение, оповещение и связь. -
Ред.
69
История Петербурга. № 3 (61)/2011
предыдущая страница 68 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн следующая страница 70 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст