локада Ленинграда
ощущалось возросшее мастер-
ство всех родов войск Красной
армии. В радиолокационных под-
разделениях тоже научились эф-
фективно использовать оружие и
боевую технику - своевременно
обнаруживали вражескую авиацию
на дальних подступах к Ленин-
граду, четко проводили цели и без
опозданий оповещали средства
ПВО о воздушной обстановке в
радиусе 120-150 км от города.
Такие результаты достигались
слаженной работой всего личного
состава нашего батальона. Стар-
шие операторы, на которых лежала
особая ответственность, отчетливо
понимали, что одного лишь добро-
совестного выполнения обязанно-
стей недостаточно. Они считали,
что можно обнаруживать цели за
пределами расчетной дальности,
более точно определять количе-
ство самолетов в составе цели,
вести одновременно 5-7 целей,
научиться по характеру импульса
узнавать тип самолета. Все это
требовало обобщения накопивше-
гося опыта, экспериментирования,
использования технических усо-
вершенствований, которые созда-
вались инженерно-техническим
составом батальона.
Обычно старшие операторы
обменивались опытом между со-
бой, но он не выходил за рамки
подразделения. На встречах во
время делегатских комсомольских
собраний старшие операторы «Ре-
дутов» шире делились опытом. Но
разговор вообще, без конкретного
рассмотрения поучительных при-
меров и приемов работы, оставлял
чувство неудовлетворенности. Тог-
да на «Редуте-7» решили завести
дневник боевого опыта. По замыслу
инициаторов он должен был за-
печатлеть наивысшие достижения
старших операторов. Командование
отнеслось к этому начинанию с одо-
брением.
С большим творческим вдох-
новением создавался боевой днев-
ник нашей станции. Мне было
поручено писать текст и отбирать
соответствующие схемы, а стар-
ший оператор Г. И. Гельфенштейн с
большим вкусом и старанием худо-
жественно оформлял иллюстрации
и заголовки. Работа над рукописью
захватила нас, и мы все свободное
от дежурства время трудились над
созданием дневника. Назвали мы
Старший оператор «Редута-7»
Н
. И. Барышников.
Апрель 1944 г.
его тогда «Золотой книгой». Может
быть, это несколько высокопарно, но
теперь наш дневник оказался един-
ственным в своем роде документом,
запечатлевшим действия одной
из радиолокационных станций
Красной армии в период Великой
Отечественной войны.
После Победы наш дневник
был передан Музею истории войск
ордена Ленина Ленинградского
военного округа и находится в
его экспозиции как одно из сви-
детельств вклада 72-го отдельного
Краснознаменного радиобатальо-
на ВНОС в 900-дневную оборону
Ленин града.
Наиболее существенным в этом
дневнике является боевой опыт
обнаружения вражеских самоле-
тов на дальностях 160-230 км при
паспортном номинале станции до
120 км. Конечно, главная заслуга
в этом принадлежит инженерно-
техническому составу батальона,
который разработал и внедрил в
практику приспособление «дальний
масштаб». Эта добавка к станции по-
зволила вести поиск целей на даль-
ностях до 300 км. Но пользоваться
приспособлением мог только очень
опытный старший оператор, и то
при такой воздушной обстановке,
когда было не больше двух целей.
19
августа 1943 года старший
оператор, включив «дальний мас-
штаб», заметил южнее Луги на
расстоянии 195 км затерянный в
шумах едва заметный импульс от са-
молета и стал выдавать его коорди-
наты. Самолет направлялся к юж-
ному побережью Ладожского озера
и вскоре был опознан наземными
постами ВНОС как «Юнкерс-88».
Сам факт опознания в обнаружен-
ной цели вражеского самолета, чет-
ко проведенного станцией с такого
расстояния, вызвал у нас чувство
глубокого удовлетворения.
Но были и разочарования. Это
случалось, когда цель попадала в
так называемую «мертвую» зону,
не просматривавшуюся станцией.
Тогда старший оператор с не-
достаточным опытом прерывал
проводку цели и мог выдавать ко-
ординаты о ней после выхода ее из
этой зоны, но уже под новым кодо-
вым номером. Такая информация
дезориентировала главный пост
ВНОС. В худшем случае бывало
так, что вражеский самолет про-
никал незамеченным в воздушное
пространство Ленинграда. При-
поминается неприятный эпизод,
произошедший в одну из октябрь-
ских ночей 1942 года, когда был
пропущен к городу «Юнкерс-
88». Он сбросил бомбы вблизи
Смольного, где находился штаб
Ленфронта. Произошло это так.
Ю-88 был обнаружен недалеко от
Луги. Данные о нем сообщались до
входа его в «мертвую» зону (район
Лисино - Тосно). Затем сведения
о самолете передавались как о со-
вершенно новой цели. В момент
его приближения к линии фронта
старший оператор допустил ошиб-
ку, перескочив с импульса враже-
ского самолета на импульс своего
самолета, совершавшего полет
вдоль линии фронта. В то время,
когда выдавались сведения о мни-
мом вражеском самолете, юнкерс
незаметно подлетел к Ленинграду
и сбросил бомбы.
Командование фронта резко
реагировало на пропуск цели. Ко-
мандиры 72-го КОРБ и 2-го полка
ВНОС были предупреждены, а
наша станция получила плохую
ре путацию.
Кажется, именно это событие
побудило старших операторов
самым строгим образом отнестись
к своей работе и начать поиск
путей, исключающих подобные
промахи при проводке целей. Мы
не спешили с сообщениями об ис-
чезновении самолетов, а старались
«вытянуть» их. Практика «вытяги-
вания» заключалась в том, что по
курсу полета самолета давались
71
История Петербурга. № 3 (61)/2011
предыдущая страница 70 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн следующая страница 72 История Петербурга №61 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст