П
,
етербуржцы и петербурженки
ца, фасад которого украшал герб
А. Д. Меншикова. Исследователь
предположил, что чертеж, на ко-
тором есть подпись: «Рисовал сию
копию ученик Иван Филиппов,
1726 год», является ученической ко-
пией с неосуществленного проекта
Большого дворца А. Д. Меншикова
в Ораниенбауме4. В 1978 году в
Александрии недалеко от дворца
«Коттедж» мною были обнаружены
остатки дворца А. Д. Меншикова
«Монкураж». Планировка и раз-
меры здания в точности совпа-
ли с изображением на указанном
чертеже5. В 1726 году Меншиков
определил «на свой кошт» двух уче-
ников к архитектору Браунштейну:
«калмыка» Григория Дмитриева
(1714-1746) и «солдатского сына»
Ивана Филиппова. Об ученике Ива-
не Филимонове сведений нет. Если
и был такой, то трудно поверить, что
светлейший князь разглядел в нем
столь высокий талант, что поручил
ему, а не своему архитектору, про-
ектирование дворца. Сделав столь
смелое предположение, С. Ю. Кар-
гопольцев мог бы поинтересоваться,
сколько лет было этому ученику.
Дмитриеву шел двенадцатый год.
Вероятно, Филиппов был постарше,
раз ему поручил Браунштейн снять
копию, конечно, не с чертежа своего
ученика Филимонова, а со своего
собственного проекта.
Если по поводу «ученика» у
С. Ю. Каргопольцева еще были
сомнения, то в отношении «архи-
тектора Ивана Филимонова» они
исчезли. Теперь прямо заявляется,
что именно этот архитектор постро-
ил дворец «Монкураж» в 1726-1727
годах6. Ни Филиппову, ни Дмитрие-
ву, побывавшим в учениках после
Браунштейна у Еропкина и Земцо-
ва, так до конца жизни не удалось
подняться выше «архитектурного
гезеля» (помощника архитектора).
А ученик Филимонов под пером
исследователей стал архитектором
все в том же 1726 году.! Хотелось
бы верить, что допущена ошибка:
неправильно прочитана на чертеже
(впрочем, вполне четкая) подпись
И. Филиппова. Но превращение
«ученика» в «архитектора» про-
стой ошибкой не объяснить. Ведь,
по словам С. Ю. Каргопольцева, им
опубликован чертеж Монкуражских
палат из личного архива7. Интерес-
но, как попал уникальный документ
в личный архив? Удивительно, как
Раскопки дворца «Монкураж»
(кладка дома Я. В. Брюса).
Археолог В.А. Коренцвит. 1978 г.
можно на страницах уважаемого
издания мимоходом выдавать сен-
сации, не вдаваясь в подробности!
Однако сенсация не состоялась - в
статье опубликован знакомый чер-
теж за подписью все того же Ивана
Филиппова.
«Известно, - пишет С. Ю. Кар-
гопольцев с соавторами, - что еще
в 1711 году Петр I подарил князю
А. Д. Меншикову участок земли на
территории будущей Александрии.
В 1714 году его соседом становится
Я. В. Брюс (1670-1735), строивший
на верхней террасе двухэтажный
дворец в 1721-1725 годах»8. Оста-
вим без внимания стилистическую
ошибку. Остается загадкой, откуда
авторы почерпнули известную им
информацию. Очевидно, они не
знакомы с работами по истории
усадьбы Меншикова «Монкураж»9.
Первый историк
Петергофа
А. Гейрот писал: «В прежние времена
нынешняя местность Александрия
принадлежала знаменитому князю
А. Д. Меншикову», - не уточняя,
когда именно, при жизни Петра I
или после его смерти10. Ближайшие
дворцы князя находились за десят-
ки километров от «соседа» Брюса:
в Стрельне и в Ораниенбауме. Мне
посчастливилось обнаружить среди
бумаг первого историка Петербурга
А. И. Богданова подлинную опись,
судя по всему, 1718 года с именами
всех владельцев участков по Петер-
гофской дороге. А в архиве встретил-
ся уникальный чертеж, датируемый
мною 1725 годом, с изображением
фасадов всех домов на террито-
рии, где впоследствии возникли
усадьбы Знаменка и Александрия11.
Среди рядовой застройки выде-
лялся обширный, в два этажа, дом
Я. В. Брюса с башенкой, где, возмож-
но, находилась обсерватория ученого.
А. Д. Меншиков приобрел у преж-
них владельцев участки в 1726 году
и немедленно приступил к пере-
стройке дома Брюса. Дворец уже
был подведен под крышу, когда
случилась известная катастрофа:
имения А. Д. Меншикова были
конфискованы, а сам князь, как
известно, с семьей отправлен в
ссылку. Автор пишет, что владения
А. Д. Меншикова в Петергофе доста-
лись его врагам Долгоруким и яко-
бы на месте «долгоруковых пустых
мест» был устроен в 1730-х годах
Зверинец. Спрашивается, какие
же это «пустые места», если здесь
уже давно стоит каменный дворец?
Владения князей Долгоруких нахо-
дились далеко к западу от этих мест,
на территории Собственной дачи.
«По преданию, именно “для
нареченной невесты” и строил Мен-
17
История Петербурга. № 4 (62)/2011
предыдущая страница 16 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн следующая страница 18 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст