П
,
етербуржцы и петербурженки
«Некрологии» прибегнуть к явному
вымыслу, будто А. Н. Воронихин
пользовался «наставлениями зна-
менитого в то время российского
зодчего г-на Баженова» и имел «по-
кровительство известного архитек-
тора г. Казакова»11. Совпадение по
времени пребывания всех этих лиц в
Москве ровным счетом ничего не до-
казывает. С таким же успехом можно
утверждать, что Воронихин учился
у знаменитых московских живопис-
цев Ф. С. Рокотова (1735-1808) и
И. П. Аргунова (1727-1802), а еще
лучше (и правдоподобней) - у иконо-
писцев Оружейной палаты Москов-
ского Кремля, ибо, по фантастической
версии все той же «Некрологии», он
«трудами своими обратил на себя
внимание покойного преосвященней-
шего митрополита Платона».
Если А. Н. Воронихин поль-
зовался наставлениями самого
В. И. Баженова и покровительством
не менее гениального М. Ф. Казако-
ва, якобы «предусматривавшего та-
ланты Воронихина и будущую славу
его в искусстве строительном», то
как объяснить, что об этом не был
осведомлен граф А. С. Строганов,
меценат и покровитель искусств,
когда забрал в 1779 году своего
крепостного человека из Москвы в
Петербург и определил в услужение
к своему малолетнему сыну Павлу?
Ведь за все последующие семь лет
прислуживания младшему Строга-
нову, включая длительное совмест-
ное путешествие по России, вплоть
до получения в 1786 году «вольной»
и отправки за границу в качестве все
того же служителя при Павле, Во-
ронихин был не более как домашним
рисовальщиком. Таковым он про-
должал оставаться и в последующие
годы, даже тогда, когда, по свиде-
тельству Павла Строганова, в начале
1788 года «Андрей начал учиться
механике и архитектуре, предпочтя
учению живописи»12. Вот первое
документальное свидетельство на-
чала приобщения Воронихина к ар-
хитектурным знаниям, извлеченное
из письма Павла Строганова к отцу
из-за границы. Это известие оказа-
лось для А. С. Строганова новостью,
которую он воспринял настолько
неодобрительно, что Ж. Ромму, вос-
питателю Павла, приходилось даже
в какой-то мере защищать и оправ-
дывать Воронихина. Более того, из
этого оправдательного письма вы-
текает, что чуть ли не он, Ж. Ромм,
подтолкнул молодого живописца к
занятиям архитектурой: «Я немного
ослабил слишком пылкий вкус Во-
ронихина к живописи потому, что
я хотел сделать человека действи-
тельно полезного для вашего сына, я
имею в виду архитектуру, механику и
все то, что касается производства»13.
Между тем будущему зодчему в это
время было уже 29 лет.
Учился Воронихин архитектуре
в Париже частным образом, недолго
и с большими перерывами, так как
после нескольких недель пребыва-
ния в столице Франции в начале
1788 года Павел Строганов вместе
с Роммом и Воронихиным уехал в
Швейцарию и вернулся в Париж
только в декабре того же года. По-
литические катаклизмы следующе-
го, 1789 года: революция, падение
монархии, разгром Бастилии - от-
нюдь не способствовали получению
какого бы то ни было регулярного
образования не только Павлом
Строгановым, но и (тем более!)
его слугой Андреем Воронихиным,
особенно если учесть, что Павел
оказался, не без мощного влияния
своего гувернера-якобинца Ромма,
вовлеченным в активные полити-
ческие игры. Сам Ромм, который
по контракту обязан был следить за
образованием Павла, признавался
в сентябре 1789 года: «Она (по-
литика) столь сильно поглощает
все наше внимание, что какие-либо
другие занятия нам сделались почти
невозможными»14. Встревоженная
вспыхнувшей революцией во Фран-
ции и хорошо информированная
о поведении Павла Строганова в
Париже, Екатерина II потребовала
отозвать его на родину, и в конце
1790 года Павел с Воронихиным
покинули Париж. Архитектурное
образование Воронихина оказа-
лось, таким образом, прерванным,
заняв в общей сложности не более
полутора лет.
У кого брал уроки Воронихин
и в чем состояло его архитектурное
обучение за границей?
В литературе можно встретить
утверждение, что в Париже Ворони-
хин учился не более и не менее как
у самого Ж.-Ф. Шальгрена - автора
триумфальной арки на площади
Звезды в Париже, «реформатора
религиозной живописи»15. Это,
конечно, миф того же порядка, что
и «свидетельство» «Некрологии»
об учебе Воронихина у Баженова и
Казакова в московский период жиз-
ни будущего архитектора. Чтобы
попасть в стажеры к Шальгрену, не-
обходимо было иметь многолетнюю
основательную профессиональную
архитектурную подготовку и ре-
комендательные письма. Так, на-
пример, архитектор А. Д. Захаров
совершенствовался у Шальгрена
лишь после того, как 15 лет обучаясь
рисованию и архитектуре, блестяще
окончил Петербургскую академию
художеств, исполнил академиче-
скую программу на большую зо-
лотую медаль и, став пенсионером
академии, заслужил право на даль-
нейшее освоение европейской ар-
хитектуры за границей. Воронихин
же не имел вообще никакого обра-
зования, не мог иметь он и рекомен-
дательных писем, следовательно,
Горный институт.
Архитектор А. Н. Воронихин. 1806-1811 гг.
2 1
История Петербурга. № 4 (62)/2011
предыдущая страница 20 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн следующая страница 22 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст