П
е
етербуржцы и петербурженки
22
Строгановский дворец. Архитектор Ф. -Б. Растрелли. 1752-1754 гг
Создание новых интерьеров: Архитектор А. Н. Воронихин. 1791-1811 гг.
дорога к корифеям такого масштаба,
как Шальгрен, была ему заказана.
В одном из парижских писем отцу
Павел Строганов заявил: «Мы хотим
взять одного учителя для чертежей»16.
Из этой фразы ясно, по крайней мере,
то, что отнюдь не Шальгрен имелся
в виду, ибо Шальгрена невозможно
было «взять» - к нему можно было
лишь осмелиться пойти на поклон.
Кто же в таком случае мог быть
учителем Воронихина? На одном из
ученических чертежей, присланном в
Петербург из Парижа, имеется помет-
ка: «Corrig
é
par M. Richier [Исправил
М. Ришье]»17. Эта фамилия не слу-
чайна: свидетельством тому служит
карандашный портрет «господина
архитектора Ришье», исполненный
Воронихиным в 1789 году, находя-
щийся ныне в собрании американско-
го коллекционера Г. В. Рябова18.
Вот этого безвестного ныне
Ришье, одного из десятков, а быть
может, и сотен рядовых архитекто-
ров Франции того времени, и сле-
дует считать, по-видимому, первым
учителем Воронихина.
В качестве отчета о своих заня-
тиях архитектурой и, вероятно, по
требованию А. С. Строганова, нуж-
давшегося в образцах проектов раз-
личных интерьеров для возможного
использования их при внутренней
перестройке своего дворца, Воро-
нихин посылал в Петербург копии
с таблиц всевозможных строитель-
ных и горных механизмов, а также
копии с чертежей (видимо, того же
Ришье или, по его совету, - других
архитекторов) фасадов, планов и
разрезов жилых зданий. По оценке
Г. Г. Гримма, дошедшие до нашего
времени ученические работы Во-
ронихина парижского периода
«не представляют крупного худо-
жественного интереса и не дают
богатого материала для суждения о
будущем даровании мастера»19.
По возвращении в начале 1791
года из-за границы Воронихину,
прежде всего, необходимо было
продолжить образование и прой-
ти основательную архитектурно-
строительную практику. Такая
возможность представилась ему в
стенах Строгановского дворца, так
как там уже в течение нескольких
лет трудился ровесник А. Н. Во-
ронихина - Ф. И. Демерцов, архи-
тектор и преподаватель с 1782 года
курса гражданской архитектуры
в солдатской роте Артиллерий-
ского и инженерного Кадетского
корпуса. В процессе обучения у
Демерцова Воронихин, по обычаю
того времени, копировал различ-
ные чертежи своего учителя, среди
которых сохранились фрагменты
планов Строгановского дворца, а
также проект Андреевской церкви
для Кронштадта20. Обстоятельства
взаимоотношений Воронихина и
Демерцова подробно исследовала
Н. В. Мурашова21. Попытку опро-
вергнуть ее доводы предпринял
С. О. Кузнецов22. Он придерживает-
ся диаметрально противоположной
точки зрения, утверждая, что архи-
тектор Демерцов выполнял всего
лишь навсего роль стажера при Во-
ронихине, не имевшем, заметим, еще
ни звания, ни профессии, но которо-
му хозяин Строгановского дома яко-
бы сразу же безоговорочно доверил
перестройку парадных интерьеров!
Не вдаваясь в подробности истоков
архитектурного образования Во-
ронихина, Кузнецов полагает, что
тот возвратился из-за границы чуть
ли не законченным архитектором, а
при перестройке дачи Строганова
вдохновлялся образцами творчества
Ч. Камерона23.
Как бы то ни было, постепенно
и в довольно короткие сроки Во-
ронихин действительно овладел
Мраморный дворец. Архитектор А. Ринальди. 1768-1785 гг
Реконструкция интерьеров: Архитектор А. Н. Воронихин. 1803-1810 гг.
История Петербурга. № 4 (62)/2011
предыдущая страница 21 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн следующая страница 23 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст