П
,
етербуржцы и петербурженки
Казанский собор.
Архитектор А. Н. Воронихин. 1801-1811 гг.
искусством самостоятельного ар-
хитектурного проектирования и на
заключительном этапе перестройки
интерьеров Строгановского дворца
осуществил их реконструкцию
главным образом на половине Павла
Строганова. Граф А. С. Строганов
всячески способствовал прояв-
лению на практике незаурядных
способностей А. Н. Воронихина,
особенно после того, как стал пре-
зидентом Академии художеств.
В 1793 году Воронихин исполнил
на соискание первого академического
звания «назначенного в академики по
разряду перспективной и миниатюр-
ной живописи» акварельный «Вид
Картинной галереи в Строганов-
ском дворце»24 и в следующем году
получил это звание, дававшее ему
право быть принятым в Академию
художеств. В 1797 году он получил
следующее звание - «академика пер-
спективной и миниатюрной живопи-
си» - за картину «Вид Строгановской
дачи»25. Одновременно с живописью
Воронихин занимался и архитектур-
ными трудами, создав в 1796 году
ряд чертежей дачи Строганова на
Черной речке. Чертежи предназнача-
лись хозяином дачи для поднесения
императрице Екатерине II, которая
была восхищена колоннадой дачного
павильона26. В процессе работы над
обмерами Воронихин составил про-
ект реконструкции купола дачи, одо-
бренный графом и осуществленный
в натуре27.
Невероятная работоспособ-
ность и выдающийся талант моло-
дого архитектора, подкреплявшиеся
постоянным вниманием и покрови-
тельством А. С. Строганова, способ-
ствовавшего продвижению своего
питомца по служебной лестнице,
делали свое дело: Воронихин до-
вольно быстро стал профессиональ-
ным архитектором-художником,
привлекавшим внимание имени-
тых заказчиков, вплоть до членов
императорской семьи во главе с
Павлом I.
В 1800 году Воронихин получил
первый государственный заказ.
Архитектору поручили разработку
проекта перестройки колоннад воз-
ле ковша Самсона в Петергофе. К
тому времени он уже получил долж-
ность адъюнкт-профессора Акаде-
мии художеств по части архитек-
туры. В своем проекте павильонов-
колоннад, фланкирующих большой
канал, Воронихин удачно вписал
их в уже существовавшую ланд-
шафтную среду. За тот проект он
был удостен звания архитектора.
Свидетельством тому послужил ре-
скрипт, в котором говорилось: «По
предложению господина президента
его сиятельства графа Александра
Сергеевича Строганова, во уваже-
ние сделанных академиком Ворони-
хиным прожектов для петергофской
колоннады и высочайше к произ-
водству оной в действие конфирмо-
ванных, а равно и видимых успехов
в обучении воспитанников - дать
ему звание архитектора»28.
С этого времени Воронихин в ка-
честве профессионального архитекто-
ра начал принимать участие в конкур-
сах на проектирование новых соору-
жений наряду с такими маститыми
зодчими, как Ж. Ф. Тома де Томон,
А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Ква-
ренги. В организованном в 1799
году конкурсе на проект Казанского
собора для Петербурга соперниками
Воронихина оказались Ж. Ф. Тома
де Томон и Ч. Камерон, не считая
художника-декоратора П. Гонзаго.
Победителем признан был именно
Воронихин, предложивший образ со-
бора, наиболее удачно воплотивший
мечту императора Павла I иметь в
столице храм, напоминающий собор
св. Петра в Риме.
3 декабря 1800 года была соз-
дана Комиссия по построению
Казанского собора во главе с пре-
зидентом Академии художеств
А. С. Строгановым, и в следующем
году Воронихин приступил к его
возведению. Десять лет велось
строительство Казанского собора,
ставшего непревзойденным па-
мятником высокого классицизма в
отечественном зодчестве, которому
посвящено множество научных ис-
следований и популярных произве-
дений29. И хотя Воронихин до конца
своей непродолжительной жизни
успел построить множество других
сооружений, как монументальных
(в числе которых - комплекс зданий
Горного корпуса на набережной
Невы), так и малых архитектурных
форм, Казанский собор стал верши-
ной его архитектурного творчества,
принесшей ему заслуженную славу,
высокую награду и повышение
в должности. 1 января 1811 года
создатель Казанского собора был
награжден орденом Святого Влади-
мира 4-й степени, дававшим право
на потомственное дворянство, а 26
сентября того же года по освяще-
нии собора «пожалован кавалером
ордена Святой Анны 2-го класса,
украшенным бриллиантами, а так-
же пенсиею»30. Тогда же он стал
старшим профессором архитектуры
и руководителем архитектурного
класса в Императорской академии
художеств.
В промежутке между годами
строительства Казанского собора
Воронихину пришлось исполнять
массу прочих архитектурных по-
ручений, исходивших главным
образом от императорской семьи,
продолжавшей «благоволить» архи-
тектору и после смерти императора
23
История Петербурга. № 4 (62)/2011
предыдущая страница 22 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн следующая страница 24 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст