П
е
етербуржцы и петербурженки
24
Надгробие архитектора А. Н. Воронихина в Некрополе XVIII века
Александро-Невской лавры.
Скульптор В. Демут-Малиновский. Нач. XIXв.
Павла I. Так, при вдовствующей
императрице Марии Федоровне Во-
ронихин, по рекомендации того же
А. С. Строганова, становится глав-
ным архитектором Павловского го-
родового правления. Это произошло
после сильного пожара 1803 года,
когда выгорела летняя резиденция
Марии Федоровны - Павловский
дворец. Там Воронихину пришлось
столкнуться с необходимостью
восстановления ряда интерьеров
в прежнем виде. В то же время
веяние времени и существовавшая
мода требовали внесения новизны
в отделку интерьеров. Архитектур-
ный дар Воронихина, поощряемый
пожеланиями императрицы, по-
зволил блестяще справиться с вос-
становлением Павловского дворца.
Зодчий составлял не только архи-
тектурные проекты интерьеров, но
делал рисунки для изготовления
мебели, бронзовых и фарфоровых
изделий, осветительной арматуры,
отслеживая процесс их изготовле-
ния мастерами и принимая готовые
изделия.
Практика восстановления ста-
рых и создания новых интерьеров
Павловского дворца пригодилась
Воронихину для исполнения ана-
логичных работ и в других дворцах,
принадлежавших членам император-
ской фамилии: в Гатчинском двор-
це - для сыновей императора Павла I
Александра и Константина31, в
Стрельнинском32 и петербургском
Мраморном дворцах - для вели-
кого князя Константина Павло-
вича33.
Работы в этих дворцах, особенно
в последнем - Мраморном, носили
скорее рутинный характер, нежели
творческий. Они были не связаны
с перепланировкой интерьеров, их
радикальным изменением. От ар-
хитектора требовалось удалить из
интерьеров прежнее декоративное
убранство, провести качественный
косметический ремонт и декора-
тивно оформить интерьеры в духе
веяний нового времени, оснастить
их осветительными приборами, ка-
минами и мебелью по его собствен-
ному проекту, в чем он проявлял
виртуозное мастерство. Такого рода
повседневные мелочные работы
по ремонту императорских и ве-
ликокняжеских покоев отвлекали
мастера от его главных творческих
задач, связанных с проектирова-
нием новых уникальных зданий и
сооружений, но не могли заглушить
и остановить полет его архитектур-
ных фантазий.
Диапазон творчества Воронихи-
на был поистине неисчерпаем - от
проектирования стильного инте-
рьерного убранства и очарователь-
ных предметов садово-паркового
искусства до создания оригиналь-
нейших проектов грандиозных
сооружений, влиявших на градо-
строительную ситуацию в городе.
Чудесным образом прорвав-
шийся талант А. Н. Воронихина,
данный ему от Бога, талант, кото-
рому достаточны были впечатле-
ния, получаемые от созерцания
самобытной архитектуры древних
русских поселений и шедевров зод-
чества столичных городов Западной
Европы при сопровождении строга-
новского отрока в его длительных
путешествиях, талант, развившийся
в процессе необычайной трудоспо-
собности и целеустремленности, -
вызывал всегда и вызывает поныне
удивление и изумление. Как объ-
яснить такой феномен? Не отсюда
ли исходят легенды о его таинствен-
ном происхождении, о том, что в
жилах крепостного мальчика текла
кровь аристократа Строганова, что
учителями его были выдающиеся
архитекторы Шальгрен, Баженов
и Казаков? Не выдерживающие
критики, эти легенды и предания не
могут умалить главного - гениаль-
ности А. Н. Воронихина, откуда бы
она ни исходила.
Жизнь зодчего внезапно обо-
рвалась, когда талант архитектора
А. Н. Воронихина достиг высочайше-
го взлета.
.. Он умер 21 февраля 1814
года на 55 году жизни и похоронен с
почестями на Лазаревском кладбище
Александро-Невской лавры. На его
надгробном памятнике, увенчанном
коленопреклоненным ангелом, изо-
бражен рельеф главного творения
мастера - Казанский собор.
История Петербурга. № 4 (62)/2011
предыдущая страница 23 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн следующая страница 25 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст