П
,
етербуржцы и петербурженки
фасад которого выходит на Плу-
талову ул.; одновременно отмечал
и свое соавторство для этой части
комплекса21. Рассмотрим фасадные
решения строений. Разнообразные
по форме и объемам эркеры увели-
чивают полезную площадь. Той же
цели служит мансардный этаж. Вы-
ступы, крытые балконы и лоджии,
башни и высокая кровля усиливают
выразительность строений. Со-
четание архитектурных элементов
позволяет открывать неожиданные
ракурсы: характерные для «север-
ного модерна» врезанные в щипцы
эркеры на углах открытых дворов
при смене точек обзора словно пре-
вращаются в крепостные башни с
окнами, напоминающими бойницы
подошвенного боя крепостей. В баш-
нях, выступающих из толщи стен со
стороны Чкаловского проспекта,
размещены парадные лестницы,
окна которых выходят на улицу, а
не во двор. Жильцы, не желавшие
пользоваться имевшимся лифтом,
поднимаясь по лестнице, могли ярус
за ярусом осматривать белоснеж-
ный храм в псковско-новгородском
стиле, возвышавшийся на противо-
положной стороне Геслеровского
пер. (в 1930-е годы церковь прп.
Алексия - человека Божия была
перестроена в заводской корпус,
сохранив свои прежние очертания).
Выбор мотивов древнерусского зод-
чества для оформления построек и
был подсказан обликом стоявшего
рядом со строительной площадкой
церковного здания, а «мысовое» по-
ложение участка позволило приме-
нить характерный для архитектуры
Древней Руси принцип «палатного
строения», принцип свободной
планировки: надворные флигели не
спрятаны за стенами лицевых кор-
пусов, а лишь отступают в глубину
участков, усиливая пластическую
выразительность домов. В начале
ХХ века в журнале «Зодчий» встре-
чались высказывания о том, что
«старый русский стиль со своими
приземистыми формами и малыми
окнами» совершенно не подходит
для многоэтажных зданий. Так,
В. Я. Курбатов сомневался, «чтобы
удалось применить этот стиль к
городским постройкам». По его мне-
нию, узкие маленькие окна домов
«очень поэтичны и декоративны,
но весьма неудобны для обитания»,
поэтому «на семиэтажном доме бой-
ницы и башни смысла не имеют»22.
Все же еще в 1905 году Л. М. Браи-
ловский предложил эскизный
проект доходного дома23 в стиле,
который современные искусствове-
ды определяют как «неорусский» и
называют лишь два петербургских
адреса, где построены доходные
дома в «неорусском стиле», один
из которых - представляющие
зрительно единый комплекс дома
Лишневского и Сагалова24. На
фасадах домов Лишневского и Са-
галова, вопреки мнению Курбатова,
прорезанных, в том числе, и узкими
«окнами-бойницами», применены
мотивы, характерные для разных
эпох и разных архитектурных школ
Древней Руси. Опирающиеся на
массивные шары килевидные арки
парадных входов украшены ими-
тацией каменной резьбы. Не менее
20 вариантов оконных проемов
применены в домах Лишневского
и Сагалова. До наших дней облик
домов сохранился почти без по-
терь. Приходится сожалеть лишь
об утрате шпилей над лестничными
башнями: по крайней мере, еще в
1961 году предусмотренные про-
ектом шпили возвышались над
Чкаловским проспектом25. Для уси-
ления выразительности силуэта зда-
ний проектом было предусмотрено
венчание выходящих на нынешний
Левашовский пр. башен-эркеров
шатровой кровлей, завершенной
подобием богатырского шлема-
шишака26, но сейчас здесь мы видим
пологое покрытие. Кроме того, в
начале XXI века часть кровельных
листов в ходе ремонта была заме-
нена на неокрашенные «стальные»:
высокая кровля, играющая важную
роль в облике строений, теперь
местами словно растворяется на
фоне серого петербургского неба.
С другой стороны, дома повлияли
на формирование окружающей
архитектурной среды: построенный
в начале XXI века на Плуталовой
ул., 4, жилой дом своими формами
вступил в перекличку со столетним
соседом, словно стремясь стать его
зеркальным отражением.
..
В мае 1912 года Лишневский
начал работы по капитальной пе-
рестройке и надстройке зданий
в Апраксином пер., 427; в августе
1912 года начал строить собствен-
ный доходный дом на Широкой ул.28
(современный адрес - ул. Ленина,
41 / Полозова ул., 28); в марте 1913
года - дом на Загородном пр., 1129;
в мае 1913 года взялся за надстройку
корпусов на Загородном пр., 2430; в
мае 1914 года приступил к работам
на своем участке - Колокольная ул.,
8: задумал построить новые шести-
этажные корпуса, а также надстроить
существующие флигели31. Прочные
кирпичные строения, находившие-
ся на участках, где предполагалось
возводить многоэтажные доходные
дома, обыкновенно не сносились,
а надстраивались: хотя включение
старой кладки в новые конструкции
нередко усложняло проектирование
и строительство, требовало введения
дополнительных опор32, но постоян-
ное повышение цен на строительные
материалы, в том числе на важней-
ший из них - кирпич33, зачастую
подталкивало использовать для
строительства домов наряду с новым
и старый кирпич34. В этих условиях
понятно стремление домовладельцев
использовать в качестве основания
новых многоэтажных домов старые
корпуса. Кроме экономии кирпича
это избавляло от масштабных работ
по устройству фундамента. Работа
с конструкциями различной проч-
ности требовала особого внимания
со стороны непосредственных руко-
водителей строек.
На всех названных постройках
Лишневского производителем работ
выступал С. Я. Турковский35. По
дому на Широкой ул. он участво-
вал, наряду с А. Л. Берлиным36,
также и в проектировании37, от-
мечая свое авторство в отношении
корпуса на Полозовой ул., 2838. В
начале декабря 1913 года комиссия,
осматривавшая строение, нашла не-
которые нарушения, допущенные
при строительстве. Оказалось, что
архитектор-домовладелец, взявший
на себя ответственность лично на-
блюдать за постройкой39, допустил
значительные изменения фасадов,
превышение допустимой законом
высотности, приспособление во-
ротного проезда на боковой двор,
под непредусмотренные в проекте
помещения. По существовавшему
законодательству архитектор, над-
зиравший за строительством, нес
персональную ответственность за
соответствие возводимых построек
положениям Строительного устава,
утвержденному проекту, а также за
качество работ40. Осенью 1915 года,
в ходе судебного разбирательства,
Лишневский признал себя вино-
вным в том, что превысил допусти-
31
История Петербурга. № 4 (62)/2011
предыдущая страница 30 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн следующая страница 32 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст