П
е
етербуржцы и петербурженки
32
мую высоту корпуса, выходящего
на Широкую ул., и занял воротный
проезд на боковой двор гаражом.
Но свое право возвести надворный
семиэтажный флигель, превы-
шающий предельную высоту, он
упорно отстаивал: ведь со стороны
Полозовой ул. был сделан отступ,
расширивший проезд. Эксперт
разъяснил, что доводы подсудимого
не заслуживают уважения, так как
«правильное толкование закона не
может привести к абсурду»: никто
не в праве, сделав отступ от улицы,
построить на этом основании дом,
который «будет закрывать свет
противоположному дому». Лиш-
невский не признал нарушением
и возведение «по бокам средней
части каменного лицевого дома, вы-
ходящего на Полозову, сверх пяти
этажей» еще шестого этажа в виде
двух построек. Эксперт терпеливо
разъяснял нарушителю, что «жилое
помещение, устроенное в верхнем
этаже, имеющее три окна, должно
считаться этажом, хотя бы это по-
мещение было отделено интервалом
от другого такого же помещения», и
подсудимый должен привести стро-
ение в состояние, соответствующее
строительному законодательству.
Архитектор составил проект, при-
миряющий существующее строение
с требованием закона, и в 1916 году
чертежи эти были, наконец, утверж-
дены41. К началу XXI века дом
подошел таким же, каким он был в
период судебных разбирательств на-
чала века двадцатого: и надворный
флигель остался 7-этажным, и две
надстройки со стороны Полозо-
вой улицы остались на своих местах,
и воротный проезд на боковой двор
по-прежнему занят гаражом.
Дом построен согласно пере-
довым взглядам начала XX века в
области пространственной органи-
зации жилых построек. На страни-
цах журнала «Зодчий» вплоть до
1917 года поднимались вопросы
«об осветлении дворовых квар-
тир». Стремление домовладельцев
извлечь максимальный доход из
своей собственности приводило к
появлению «могильных квартир»,
в которых «давящие высокие сте-
ны узкого колодцеобразного двора
гнетут все живое»42: строительное
законодательство того времени по-
зволяло застраивать участки очень
плотно. Следуя прогрессивным
веяниям, в доме на Широкой архи-
Ул. Полозова, д. 28
текторы создали не просто обшир-
ный внутренний двор, а настоящую
крытую улицу, соединяющую две
параллельные магистрали. Проезд
проложен под сводами двух арок,
которые не запирались воротами43.
Арочные проезды напоминают сво-
ды величественных триумфальных
сооружений Древнего Рима. Со
стороны Полозовой ул. по сторонам
арки установлены колонны - об-
разуется «римская архитектурная
ячейка»44. План дома ясен и четок:
две парадные лестницы выходят на
Широкую улицу, две, окна которых
выведены на улицу, - на Полозову.
Все черные лестницы выходят в
обширный двор-проезд и в неболь-
шие дворы, размещенные у межевых
границ соседних участков.
Ул. Союза Печатников, д. 29
В марте 1914 года Турковский
стал строить по своему проекту до-
ходный дом купца В. Лейбошица
на Торговой улице45 (современный
адрес - ул. Союза Печатников, 29).
Архитектор-проектировщик, взяв-
ший на себя также и руководство
постройкой, завершил работы к
октябрю 1915 года46. Участок за-
строен очень плотно. Лицевой фасад
не отступает от «красной линии» и,
подобно скальному массиву, сурово
нависает над улицей. Впечатление
дополняется венчанием дома тре-
мя остроконечными фронтонами
и серым, «под камень», цветом
стен. Фасад оснащен четырьмя
трехгранными эркерами, увеличи-
вающими полезную площадь до-
ходного дома. Три внутренних двора
соединены проездами. Застройка
участка показывает тенденцию,
противоположную стремлению к
«оздоровлению жилищ» - противо-
действие домовладельцев появле-
нию просторных дворов, введение
которых, по их мнению, может
невыгодно отразиться на доходах47.
Домовладельцы стремились ком-
пенсировать дороговизну земли
и материалов путем максимально
плотной застройки участков, а
городские власти разрабатывали
постановления об увеличении вы-
соты построек до 14 саженей вместо
разрешенных 11-ти48: строительное
законодательство целиком стояло
на защите частнособственнических
интересов49. В этих условиях для
архитектора выбор планировочного
решения ограничивался интересами
заказчика, которые неизбежно вы-
двигались на первое место50.
До 1917 года Турковский успел
поработать также инженером-
контролером Министерства на-
родного просвещения51, не оставляя
при этом строительную практику.
В 1916 году А. Л. Лишневский
участвовал в подряде на постройку
бараков в Петрограде, на Смолен-
ском поле Васильевского острова52.
Производителем работ был при-
глашен С. Я. Турковский53. В июле
того же 1916 года он стал работать
помощником строителя больницы
имени Петра Великого54. Строите-
лем больницы с июня 1916 года был
назначен Лишневский55. За время
многолетнего сотрудничества архи-
текторы породнились: Турковский
женился на дочери Лишневского
Надежде56.
История Петербурга. № 4 (62)/2011
предыдущая страница 31 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн следующая страница 33 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст