Г
ород далекий и близкий
36
Похищение сабинянки в Сан-Суси.
Фото автора
и Царского Села; Нарцисс у дворца
Сесилиенхоф не менее самозаб-
венно любуется на свое отражение,
чем петергофский красавец; столь
же чувственны сабинянки, похи-
щаемые римлянами, как и в Летнем
саду; Римские бани подозрительно
напоминают Царицын павильон в
Петергофе; готическая капелла в
Новом парке Потсдама навевает об-
раз церкви Александра Невского в
готическом стиле в Петергофе; в том
же Новом парке стоит пирамида,
ранее служившая холодным подва-
лом, а пирамида в Царскосельском
парке использовалась как склеп для
любимых собачек Екатерины II.
Конечно, эти русско-немецкие
сюжетные и стилистические парал-
лели вполне естественны, так как
Хрустальная колонна в Сан-Суси.
Фото автора
Похищение сабинянки
в Летнем саду
были характерны в целом для градо-
строительного и садово-паркового
искусства XIII и XIX веков, но сама
атмосфера и интеллектуальное на-
полнение ландшафтов подозритель-
но симметричны. Мой гид Питер
посвятил свой диплом истории
Пруссии, и книги из его библиотеки
приоткрыли завесу тайны: секрет
кроется в близких дипломатиче-
ских и родственных отношениях
между правящими домами России
и Пруссии, особенно во времена
правления Николая I, в сотрудни-
честве творческих личностей того
времени, в обмене художествен-
ными подарками и культурными
идеями. Именно во второй четверти
XIX века для процветания Петер-
гофа и Потсдама работают великие
Хрустальная колонна в Петергофе.
Фото автора
К. Ф. Шинкель3 и П.-Й. Ленне4,
В. П. Стасов и К. Росси. А современ-
ники даже характеризовали стиль
знаменитого А. И. Штакеншнейдера
как «шинкелевский».
Первым замеченным и узнан-
ным мною примером «веществен-
ного» обмена между Россией и
Пруссией стал монументальный
портрет Екатерины II в Новом
дворце в Сан-Суси, присланный
прусскому королю Фридриху Вели-
кому в качестве ответного подарка
за великолепный десертный сервиз
Берлинской мануфактуры. Сейчас
этот фарфоровый шедевр на 70
персон, включающий гигантское на-
стольное украшение, изображающее
императрицу на троне, окруженном
аллегорическими фигурами ис-
кусств и добродетелей и множе-
ством фигурок, представляющих
различные народы Российской
империи, хранится и с гордостью
выставляется в Эрмитаже.
Вдохновленная и обрадованная
находкой, я углубилась в парк Сан-
Суси в поисках новых дежа-вю и
интересных совпадений. Открытия
были бесконечны и ошеломляющи:
у малого дворца Сан-Суси в одной
из изящных решетчатых беседок
стоит статуя молящегося мальчи-
ка, брат-близнец которого так же
трогательно молится на Царицыном
острове в Петергофе; небольшой
дворец Шарлоттенхоф и Римские
термы, как я выяснила позже, по-
служили А. И. Штакеншнейдеру
образцом для создания Царицына
павильона в «помпеянском» стиле
в Колонистском парке Петергофа;
чудесная бело-голубая колонна с
золотой девочкой, кормящей по-
пугая виноградом, в парке Марли
столь же воздушна и очаровательна,
как и ее копия в Собственном садике
Александры Федоровны у Царицы-
на павильона.
Именно эти параллели наводят
новоиспеченных охотников за «рус-
ской Пруссией» (или «прусской
Россией»?) на историю династиче-
ских отношений между двумя дер-
жавами в первой половине XIX века.
По воспоминаниям современников,
при Александре I Россия и Герма-
ния составляли одно семейство. К
дружбе Александра I и Фридриха
Вильгельма III мы вернемся чуть
позже, когда выйдем за пределы
«беззаботного» парка (Sans Souci в
переводе с французского означает
История Петербурга. № 4 (62)/2011
предыдущая страница 35 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн следующая страница 37 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст