еизвестное об известном
КаЗанский (юбф
М
. М
. Ф о к и н
О Казанском соборе, кажется,
говорить бессмысленно. О нем уже
сказали такие авторы! Понятно, что
его отмечали среди замечательных
храмов города все путеводители. И
первым тут был, конечно, путеводи-
тель П. П. Свиньина «Достопамят-
ности С-Петербурга.
..». Книга пер-
вая вышла в 1816 году, а собор был
освящен в 1811-м. Путеводитель от-
мечает, что это произведение «.вы-
шло из рук российских художников
без всякого содействия иностранцев.
<...> По закону несовершенства
человеческих произведений, может
быть, в сем храме нашлось бы много
такого, что бы могло подлежать стро-
гой критике, но зато сколько вещей
достойных удивления, сколько пред-
метов единственных, совершен-
ных!» - восхищался Свиньин.
Путеводитель 1903 года отме-
чал: «Одним из лучших сооружений,
украшающих Невский проспект, -
является Казанский собор.»
Об освящении собора и первый
путеводитель, и последующие со-
общали, что в тот день (15 сентября
1811 года.) была прекрасная погода.
П. Я. Канн в книге «Казанская пло-
щадь» добавил интересную подроб-
ность: А. Н. Воронихин на освящении
простудился, заболел и умер.
Современником строительства
собора был и Ф. Ф. Вигель (правда,
не все время строительства он был
в Петербурге). «Безо всякого дела,
как настоящий фланер, часто посе-
щал я публичные работы. Как это
Казанский собор.
Современное фото
занимало меня, дивило, восхища-
ло!» - вспоминал он. О Казанском
соборе он сказал, что все думали -
архитектор будет назначен знаме-
нитый, зарекомендовавший себя.
Действительно, в Указе Павла I от
24 ноября 1800 года говорилось:
«Я поручил архитектору Камерону
составить проект и план для новой
постройки Казанского собора в
Петербурге». Интересно, кстати,
сделал ли он проект? О А. Н. Во-
ронихине и о его главном творении
Ф. Ф. Вигель оставил такое заме-
чание: «.Воронихин был холоп
графа Строганова, президента
Академии и мецената художеств; а
как в старину баре, даже и знатные,
отдавали мальчиков в ученье, не
справляясь с их склонностями, то,
вероятно, и Воронихин, природой
назначенный к сапожному ремес-
лу, учением попал в зодчие. И он
по рекомендации своего господина
построил Казанский собор, этот
копиист в архитектуре, который
ничего не мог сделать, как самым
скверным почерком переписать
нам Микель-Анджело».
Е. И. Расторгуев справедливо
отметил, что собор находится на
Невском проспекте и в то же время
как бы вне его. Я думаю, это дает
нам право, идя вдоль канала, оста-
новиться около собора. Расторгуев
предлагал каждому прогуливающе-
муся непременно зайти внутрь. По
его мнению, произведения искус-
ства, находящиеся там, «.показали
художественному миру, что русские
идут исполинскими шагами к славе
не только на поле брани. но и в об-
ласти художеств». Расторгуев имел
в виду, что собор стал хранилищем
военных трофеев.
Французский писатель Ф. Ан-
село увидел Казанский собор летом
1826 года, когда этот храм был еще
относительно новой постройкой.
Его внимание привлекли представ-
ленные там трофеи: «Посмотрим же,
какие трофеи столь помпезно вы-
ставлены в этом храме! Во-первых,
жезл маршала Даву. Но разве этот
символ бранной чести был добыт
победой? Нет! Он оставался в обозе,
брошенном по приказу самого мар-
шала, и русские просто подобрали
его. Рядом с жезлом - ключи от
нескольких французских городов,
которые никогда не имели ворот и
коих никто не осаждал. Покажите
нам, если можете, ключи от укре-
пленных городов, охранявшихся
французскими гарнизонами.»
Об этих трофеях говорит в 1816
году П. П. Свиньин. О них вос-
торженно писал (уже после гневных
слов Ансело) И. И. Пушкарев. При-
дворная дама Александра I София
Шуазель-Гуфье написала в своих
мемуарах, что будто бы Кутузов,
будучи в Вильне, приказал казакам
доставить достаточное количество
трофейного серебра для статуй
двенадцати апостолов в Казанском
соборе в Петербурге. Это, скорее
всего, выдумка, поскольку ни у
39
История Петербурга. № 4 (62)/2011
предыдущая страница 38 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн следующая страница 40 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст