ностранцы в Петербурге
44
1870 года. Начальное образование
получила в частном учебном заве-
дении фон Клейн в г. Валке10. Уже
во время учебы в школе проявила
незаурядные способности к рисо-
ванию, которые были развиты и за-
креплены в Центральном училище
технического рисования барона
Штиглица11 (выпуск 1894 года). В
1897 году Клару Цейдлер приняли
учительницей рисования в Импе-
раторское воспитательное обще-
ство благородных девиц12. В 1912
году она была Всемилостивейше
награждена Мариинским знаком
отличия беспорочной службы вто-
рой степени, в 1913-м - «предо-
ставлено право ношения на груди
Высочайше учрежденной в память
300-летия царствования дома Рома-
новых светло-бронзовой медали». В
1914 году Клара Федоровна входила
в педагогический совет школы Им-
ператорского общества поощрения
художеств13, директором которой
в то время был Н. К. Рерих (1874-
1947). В одном из писем Николая
Константиновича, адресованных
Р. Я. Рудзитису и Г. Ф. Лукину,
есть такие признательные строки:
«О К. Ф. Цейдлер я всегда был хоро-
шего мнения <.
..>. Она была хорошей
преподавательницей, вела аква-
рельный класс, выявившись успеш-
ной учительницей, и утверждала
прочные устои
»14. Нужно отметить,
что и Клара Федоровна не забыла
своего директора и поздравила его с
50-летием творческой деятельности
в 1937 году 15.
В 1917 году профессор К. Ф. Цей-
длер преподавала в училище барона
Штиглица. К этому же периоду от-
носится и ее плодотворное сотруд-
ничество с известной ювелирной
фирмой Фаберже16.
Однако в 1918 году Клара Цейд-
лер была вынуждена эмигрировать
из России, приняла эстонское граж-
данство и обосновалась в Таллине,
где в 1919-1940 годах работала в
Государственном художественно-
промышленном училище препода-
вателем художественной обработки
металла, росписи фарфора, рисунка
и акварели. Кроме этого, г-жа Цейд-
лер открыла в Таллине частную
студию, выступала на выставках,
участвовала в основании объеди-
нения художников декоративно-
прикладного искусства RaKU. Ее
работы были неоднократно пред-
ставлены на официальных вы-
Клара Федоровна Цейдлер.
1930-е гг. Таллин.
Эстонский исторический музей
ставках эстонского искусства за
рубежом - в 1929 году в Хельсинки,
Любеке и Киле, в 1939 году в Риме
и Будапеште. Произведения Клары
Цейдлер и по сей день хранятся в
музеях Эстонии, Швеции и Герма-
нии. В настоящей статье приведены
репродукции работ выдающейся
художницы, любезно предостав-
ленные Художественным музеем
Эстонии.
В 1941 году Клара Цейдлер
эмигрировала из Эстонии в Фин-
ляндию, откуда почти сразу пере-
бралась в Германию, в Мекленбург,
а в 1948 году - в Швецию. Свой
жизненный путь Клара Цейдлер
завершила 9 сентября 1951 года
в Эскилстуне (Швеция). Можно
предположить, что все переезды
незаурядной представительницы
женской линии Цейдлеров были
связаны с желанием жить в сво-
бодном культурном и творческом
пространстве, которое трудно со-
четалось с советским строем.
Гораздо более скудными зна-
ниями мы располагаем о судьбе
двух младших сестер Клары - Ан-
тонии (1876 - после 1917)17 и Эммы
(1868 - после 1917). Антония по-
лучила среднее образование в жен-
ском училище Св. Петра и в 1895
году поступила на знаменитые
Бестужевские курсы18. После окон-
чания курсов в 1899 году19 Антония
вплоть до 1902 года руководила
практическими занятиями по химии
со слушательницами Высших жен-
ских курсов. Это свидетельствует о
редких для девушки способностях в
сложнейшей сфере - химии. В даль-
нейшем Эмма работала в знамени-
той Бутлеровской лаборатории20.
О жизненном пути Эммы мы
знаем еще меньше - предположи-
тельно работала учительницей в
школе при Российско-американской
резиновой мануфактуре, которой в
то время заведовал родной брат ее
матери, Борис Альбертович Кемпе.
Вид на балконе. Акварель.
Худ. Клара Федоровна Цейдлер.
Около 1938 г. Таллин. Художественный музей Эстонии
История Петербурга. № 4 (62)/2011
предыдущая страница 43 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст