П
ригороды
Усадьба М арьино:
два наЧала
Мера всех вещей - человек.
Протагор из Абдеры
Усадьба Марьино
В . А . Ц а л о б а н о в а - Т р и с т
а н
Дворцово-парковый ансамбль
усадьбы Марьино представляет
собой удивительно гармоническое
существование развернутой к солн-
цу торжественной палладианской
виллы на фоне северной русской
природы. Окруженная со всех сто-
рон прудами и водопадами, ручьями
в оврагах Новинским, Крутым и
Сенковским, реками Тосной и Пя-
лью, она создает впечатление бога-
того живописного полотна, одетого
в раму дубрав и березовых рощ.
Несохранившаяся декоратив-
ная роспись парадных помещений
дворца будто бы отражала откуда-то
извне в мраморном блеске стен и
потолка вьющиеся гирлянды лавра
и аканта, среди которых парили
фигурки женщин в воздушных наря-
дах. К счастью, сохранились эскизы
Д.-Б. Скотти и память о работавшей
во дворце группе итальянских худож-
ников под руководством Ф. Торичел-
ли. Оазис итальянской культуры
представляет собой некое чудо света,
будто бы специально перенесенное
в русскую провинцию, чтоб засиять
здесь еще большим светом.
Усадьбу Марьино в Тосненском
районе Ленинградской области,
на протяжении более ста лет при-
надлежавшую роду Строгановых-
Голицыных, в ХХ веке постигла та
же участь, что и множество других
российских усадеб. Исторические
перемены ХХ века существенно
повлияли на судьбу Марьина и оста-
вили свой разрушительный след не
только в его облике. Однако для
этой усадьбы, первой владелицей
которой была графиня София Вла-
димировна Строганова, урожденная
княжна Голицына, оставшаяся в
истории как просветительница, ме-
ценат и благотворительница, судьба
уготовила иную участь.
Высказывание Жан-Жака Руссо,
«как очаровательна природа, и как
злобны люди!», смело можно от-
нести и к многострадальной усадьбе
Марьино. Побывав в советское
время в разных ипостасях: и музеем
дворянского быта, и детским до-
мом, в период фашистской оккупа-
ции - немецким штабом с казино и
госпиталем, а в период перестрой-
ки - пансионатом частного завода
по производству пороха, в 2008 году
обескровленная и заброшенная
усадьба наконец-то обрела хозяйку.
Ею стала владелица художественной
галереи «Петербургский художник»,
меценат Галина Георгиевна Степано-
ва. В этом приобретении есть тоже
знак судьбы, некая духовная связь
двух вроде бы не похожих друг на
друга владелиц усадьбы, первой и
последней. Графиня Строганова
создала уютный дом, наполненный
книгами и художественными кол-
лекциями, памятью о знаменитых
Г. Г Степанова, В. В. Знаменов с женой
51
История Петербурга. № 4 (62)/2011
предыдущая страница 50 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн следующая страница 52 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст