И
стория учреждении
лет, что в ней учились Мусоргский,
Росси, Лесгафт, Раухфус.
.. Правда,
сама частная немецкая гимназия
на чужую историю давно не пре-
тендует: в 2009 году скромно от-
метила 19-й день рождения. А вот
с чужим именем никак не может
расстаться!
Аргументы инициаторов и сто-
ронников такого положения вещей
сводились к следующему:
1. «Школа - это не стены». Ко-
нечно, еще в XVIII веке школа поме-
няла адрес - в первый и в последний
раз. А в наши дни - если бы 222-я
школа не осознавала себя как Пе-
тершуле, если бы она сама, отказав-
шись добровольно от исторического
имени и традиций, переехала всем
ученическим и преподавательским
составом в другое здание, а в старом
разместилось бы другое учрежде-
ние, не имеющее ничего общего со
школьным образованием, можно
было бы с этим согласиться. Но это
не тот случай.
2. В 1990 году создатели «кло-
на» утверждали, будто работают по
программам и методикам историче-
ской Петершуле! А кто-нибудь заду-
мался, оставались ли «программы и
методики» на протяжении столетий
одинаковыми? Но на тех, кто далек
от понимания специфики учебного
процесса, в том числе и среди об-
леченных властью, этот рекламный
аргумент производил неизгладимое
впечатление!
3. У них не то имя, что у нас.
Это они имели в виду несовпадение
официального (латинского) и разго-
ворного (немецкого) вариантов. Но
ведь и «уменьшительным» именем
никто с ними не соглашался делить-
ся! Попробовал бы кто на террито-
рии России основать новый город и
назвать его «Питером»!
Зачинатели этой авантюры дав-
но уже не работают в гимназии на
Заневском, и к нынешнему ее руко-
водству мы не можем предъявлять
претензий за то, что содеяно не ими.
Однако не мешало бы им правильно
оценить ситуацию и по доброй воле
отказаться от чужого имени, назвав
себя или Дойчешуле, как одно время
и было, или как-то иначе.
Тогда никто больше не будет пу-
тать нашу государственную школу с
300-летней историей и частную гим-
назию в Красногвардейском районе.
А мы пожелаем им всевозможных
успехов в деле обучения немецкому
языку и всем иным наукам. Надеем-
ся, в будущем наша 580-летняя Пе-
тершуле еще поздравит Дойчешуле
с 300-летием!
Т Г. Авлова,
учитель 222-ой школы (она же
Петришуле, или Петершуле)
с 1985 по 2009 год.
Р. S. Довольно давно сложилась и
другая абсурдная ситуация, в которой
настоящая Петершуле, напротив, не-
вольно оказалась узурпатором, только
не чужого имени, а чужого выпускни-
ка: как только были опубликованы
«Разговоры с Бродским» Соломона
Волкова, читатели и журналисты на-
перебой стали сообщать, что Иосиф
Бродский «бегал по коридорам»
222-й школы. Трудно судить, то ли
сам Бродский оговорился, то ли Вол-
ков ослышался, но дезинформация,
будто будущий нобелевский лауреат
учился в Петершуле, то и дело воспро-
изводится. И протестовать некому:
той школы № 189, где Бродский на
самом деле учился, живя на Литейном
в доме Мурузи (и которую на самом
деле идентифицировали с Анненшу-
ле - при Анненкирхе, где потом распо-
ложился кинотеатр «Спартак»), давно
не существует. Но и 222-й чужая слава
не нужна - своей хватает!
Актовый зал.
Фото 1910 г.
Актовый зал.
Фото 2011 г.
97
История Петербурга. № 4 (62)/2011
предыдущая страница 96 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн следующая страница 98 История Петербурга №62 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст