Портрет М
В . Ломоносова
работы Ф .
И .
Ш убина
(материалы к иЗуЧению)
Е. В. Карпова
еизвестное об известном
_______________________________________
Как это ни удивительно, но
хрестоматийно известные произ-
ведения искусства, к числу которых,
безусловно, принадлежит и портрет-
ный бюст Михаила Васильевича
Ломоносова (1711-1765) работы
Федота Ивановича Шубина (1740-
1805), при более внимательном
рассмотрении нередко оказываются
сравнительно мало изученными.
Общеизвестно, что «оригинальный»
гипсовый экземпляр этого портрета,
чрезвычайно значимого как в исто-
рическом, так и в художественном
отношении, ныне экспонируется в
Русском музее1, бронзовый отлив
1793 года находится на Камероновой
галерее Царского Села, мраморный
вариант - в Президиуме Академии
наук в Москве. Все три бюста не раз
упоминались в литературе: в ката-
логах знаменитых выставок начала
прошлого столетия - «Историко-
художественной выставки русских
портретов, устраиваемой в Тавриче-
ском дворце» (1905) или выставки
«Ломоносов и Елизаветинское
время» (1911); в посвященных
скульптору публикациях моно-
графического характера, начиная с
книги С. К. Исакова (1938), до сих
пор являющейся самым подробным
изданием о Шубине, или в вы-
шедшем в 1961 году исследовании
М. Е. Глинка «М. В. Ломоносов
(Опыт иконографии)». При этом
как старые, так и сравнительно
новые литературные источники
практически не затрагивают исто-
рию создания названных бюстов,
а иногда имеют место неточности
в указаниях на наличие или отсут-
ствие на конкретном произведении
авторской подписи. Забегая впе-
ред, отметим, что, действительно,
инициалы скульптора и дата по-
ставлены лишь на царскосельском
бронзовом отливе
(Ф: Ш. 1793).
Ф. И. Шубин.
Портрет М. В. Ломоносова.
До 1793 г. Гипс. ГРМ
С точки зрения иконографии
изображение великого преобразо-
вателя русской науки, выполненное
гениальным портретистом, следует
признать одним из наиболее точных,
несмотря на то, что появилось оно
почти через 30 лет после кончины
М. В. Ломоносова. Здесь сказа-
лось не только профессиональное
мастерство, но и глубоко личное
отношение художника к модели,
та родственная привязанность,
которая существовала между дву-
мя земляками. Известно, что отец
будущего скульптора некогда учил
грамоте Михайлу Ломоносова, а
тот, в свою очередь, помог Федоту
Шубину, когда в 1759 году он при-
был в Петербург с рыбным обозом.
Считается, что именно благодаря
поддержке Ломоносова, а затем и
графа И. И. Шувалова талантливый
помор-косторез сумел избежать ре-
крутского набора и поступить в 1761
году в Императорскую академию
художеств.
Гипсовый вариант портрета Ло-
моносова имеет традиционную да-
тировку - до 1793 года, что обуслов-
лено упомянутой выше авторской
подписью, имеющейся на бронзовом
бюсте. К тому времени Шубин уже
имел за плечами целую галерею
портретов Екатерины II, ее ближай-
ших сановников и военачальников;
одни работы принадлежали к жанру
парадного портрета, другие носили
скорее камерный характер. Судя по
всему, заваленный заказами скуль-
птор взялся за «Ломоносова» по
желанию императрицы. Не случай-
но среди ее «изустных указов» 1793
года нам встретилось распоряжение
о зарплате 4000 рублей «за зделан-
ные скульптором Шубиным три мед-
ные бюста покойного князя Григория
Александровича Потемкина Таври-
ческого и один бюст Ломоносова»2.
При этом известно, что практически
сразу от статс-секретаря «генерал-
майора Турчанинова 1793-го апреля
29-го»3 только что отлитый «Ломо-
носов» был отправлен на Камеро-
нову галерею.
В царскосельском пантеоне ве-
ликих людей древности, избранных
самой Екатериной, было только два
ее современника: английский по-
литический деятель Чарльз Фокс,
«новый Цицерон», не допустив-
ший вступления Англии в войну
с Россией (автором мраморного
оригинала бюста был скульптор
Ж. Ноллекенс), и гений русской
науки Михайло Ломоносов. Ис-
ключительные заслуги и приоритет
последнего как просветителя, фило-
софа и поэта Екатерина II этим вы-
бором подчеркнула. Интересно, что
11
История Петербурга. № 5 (63)/2011
предыдущая страница 10 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн следующая страница 12 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст