Н
еизвестное об известном
12
поэт Г. Р. Державин, в первые меся-
цы 1794 года написавший программ-
ное стихотворение «Мой истукан»
(поводом послужили созданные
Ж.-Д. Рашеттом в мраморе портре-
ты поэта и его первой жены), в соб-
ственных «Объяснениях» к этому
сочинению упоминал «колоннаду,
уставленную полкумирами, или бю-
стами славных мужей, между коими
был и Ломоносов». При этом Держа-
вин замечал, что и он «со временем
думал иметь на то право»4.
Если считать достоверным тот
факт, что исполнение Шубиным
бюста Ломоносова непосредственно
связано с оформлением Камероно-
вой галереи, то его гипсовый вари-
ант можно считать подготовитель-
ной моделью, возникшей в процессе
работы скульптора. Их несомненное
«родство» становится очевидным
при сравнении двух портретов,
сходных как в общем композици-
онном решении, так и в трактовке
деталей. Гипсовый экземпляр был
передан в Русский музей в 1929 году
из Эрмитажа. Возможно, это был тот
самый «Бюст поэта Ломоносова в
одежде», который при Александре II
значился в «Описи скульптурным
предметам, находящимся на поло-
вине Государя Императора»5. Вме-
сте с тем обратим внимание на то,
что гипсовая форма, снятая с работы
Шубина, изначально имелась в фор-
мовальной мастерской Академии
художеств6. Данное обстоятельство
делало возможным изготовление
отливов, а также использование их
другими скульпторами при работе
над портретами Ломоносова.
Что касается мраморного бюста,
оказавшегося в Москве в здании
Президиума АН СССР в Нескучном
саду, то здесь мы сталкиваемся с про-
блемой, которая в целом характерна
для малоизученных памятников ис-
кусства. Успевшее стать традицион-
ным положение о принадлежности
Шубину этого варианта портрета
уже многие десятилетия переходит
из одной публикации в другую7. Од-
нако попытка более внимательного
анализа приводит к выводу, что это
устоявшееся мнение требует пере-
смотра. Так, сопоставление всех трех
бюстов показывает, что мраморный
экземпляр имеет существенные
отличия от двух других, особенно
заметные в деталях лица, прежде
всего в глазах или, например, в
расположении складок плаща, в
Ф. И. Шубин.
Портрет М. В. Ломоносова.
1793 г.
Бронза. ГМЗ «Царское Село»
который облачен Ломоносов: в их
мерной «одинаковости» (вполне
классицистического толка) чувству-
ется совсем иная, отнюдь не шубин-
ская рука. Мастер, исполнивший
в мраморе данный портрет, скорее
всего, имел перед глазами гипсовый
отлив с работы Шубина, но он лишь
отталкивался от предоставленного
ему образца, повторяя особенности
внешнего облика ученого и прояв-
ляя самостоятельность в решении
Неизвестный скульптор
(по оригиналу Ф. И. Шубина).
Портрет М. В. Ломоносова.
1824 (?). Президиум РАН, Москва
антикизированного одеяния. По
всей видимости, эта работа относи-
лась уже к 1820-м годам.
Важные сведения о создании
мраморного бюста М. В. Ломоно-
сова сохранились в материалах
архива Российской Академии, об-
разованной в 1783 году для изуче-
ния русского литературного языка.
В мае 1822 года на очередном ее
заседании было принято решение о
том, что «нужно сделать мраморные
бюсты Ломоносова и Державина,
яко первоклассных наших сти-
хотворцев, а потому и поручается
комитету найти также каменосечца,
и с ним условясь о цене, предста-
вить утверждению Академии»8.
Портрет Державина известен - это
работа формовального мастера и
скульптора Академии художеств
М. И. Иванова, хранящаяся ныне
в Литературном музее Института
русской литературы РАН. Второе
изображение, очевидно, было при-
обретено осенью 1824 года, когда в
протоколе октябрьского заседания
появилась следующая запись: «за ку-
пленный у Г. ст[атского] сов[етника]
Свиньина для залы Академических
заседаний бюст Ломоносова с под-
ножием из поддельного мрамора
выдать тысячу семьсот пятьдесят
рублей ассигнациями»9.
Сумма, заплаченная за этот
скульптурный портрет, была до-
статочно высокой. К сожалению,
мы пока не можем со всей уверен-
ностью назвать имя непосредствен-
ного исполнителя. Однако отме-
тим, что издатель и коллекционер
П. П. Свиньин заказывал портре-
ты не только для своего частного
«Русского Музеума», но и для
других заказчиков, выступая своего
рода посредником при создании
художественных произведений.
В ту же Российскую академию он
продал, например, мраморные бю-
сты Екатерины II и Александра I.
При активном участии Свиньина
задумывался и исполнялся бюст
императора, предназначавший-
ся для московского дома поэта
И. И. Дмитриева. Последний заказ
после всех пертурбаций перешел, как
выразился поэт, «в Гороховую ули-
цу, к давнему нашему скульптору»10.
Речь шла об известной в Петербурге
мраморной мастерской итальянца
А. Трискорни. В этом заведении
вполне мог быть сделан и рассма-
триваемый нами бюст М. В. Ломо-
История Петербурга. № 5 (63)/2011
предыдущая страница 11 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн следующая страница 13 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст