Н
еизвестное об известном
Город Белозерск.
Гравюра К. Вебермана. 1881 г.
мраморныя статуи из Таврическаго
дворца». Все это предполагалось
вывезти через Ярославль в Казань,
куда в нужном случае отправилась
бы и императорская семья1.
7
августа на рассмотрение Ко-
митета министров были вынесены
записки разных правительственных
учреждений «о предметах, которые
Высочайше назначены к отправ-
лению из Петербурга в случае
опасности городу от неприятеля».
Выяснилось, что общая тяжесть
этих предметов достигала 500 000
пудов, под которые требовалось
2314 подвод. Кроме того, на нужды
Св. Синода и церковных сокровищ -
13 больших судов. По рассмотрении
записок Комитет пришел к заключе-
нию, что «ежели бы надлежало по
крайней необходимости оставить
здешний город, употребив самые
последние усилия на защиту его, так
как потеря его сопряжена с неисчис-
ленными несчастными для России
последствиями, то нет никакой
возможности всего вывести, и тем
паче, что заблаговременно вывозить
нельзя, а в случае настояния в том
надобности, недостаточно будет ни
времени, ни способов». Комитет
вынес решение: «Всеподданнейше
представить Его Императорскому
Величеству, что в сем случае в воз-
можности будет спасти одни только
самонужнейшие вещи и бумаги»,
но предполагал приступить к ис-
полнению повеления, если государь
распорядится, чтобы «непременно
все предполагаемые предметы от-
правлены были»2.
Во исполнение предполагаемых
мер 2 сентября 1812 года тем же Ко-
митетом было вынесено постанов-
ление о выдаче всем чиновникам,
отправляющимся из Петербурга
для сопровождения казенных дел
и вещей, вперед двухмесячного
жалованья3.
На заседании Комитета мини-
стров 3 сентября его председатель
Н. И. Салтыков известил собрав-
шихся о распоряжении императора
«отправляемым из С.-Петербурга
судам с делами и вещами следовать
к Крохинской пристани (при истоке
реки Шексны из Белоозера, близ
города Белозерска Новгородской
губернии. -
С. И.)
и там ожидать
дальнейших повелений, и чтобы
заготовлено было в сем месте про-
довольствие для всех, прибыть
в оное на судах имеющих. <.
..>
В рассуждении малого времени
для судоходства остающагося, по
всем министерствам» было пред-
ложено готовить к отправке «без
отлагательства все те вещи и дела,
в употреблении коих здесь нет не-
обходимой надобности»4.
Одной из первых к отъезду стала
готовиться Императорская публич-
ная библиотека. Согласно секрет-
ному представлению ее директора
А. Н. Оленина министру народного
просвещения графу А. К. Разумов-
скому от 10 августа для этой цели в
ней было изготовлено «до ста ящи-
ков», из которых 10 предполагалось
для наиболее редких рукописей, а
90 - для «самых нужнейших» книг.
(Впоследствии оказалось, что ящи-
ков потребовалось больше.) Пред-
полагалось также, что каждый ящик,
будь то с рукописями или книгами,
будет весить до 20 пудов, и в случае
перевозки сухим путем Оленину
требовалось для рукописей 10 под-
вод, а для книг - 90. В ином случае
под библиотеку необходимо было
предоставить не менее трех судов,
«называемых здесь водовиками».
В середине сентября от министра по-
следовало распоряжение об отправ-
лении отобранных книг библиотеки
из Петербуга водой, и впервые был
назван Петрозаводск в качестве ко-
нечной цели. Оленин был извещен,
что «бригг» под командой шкипера
Олонецкой губернии и уезда «госу-
дарственного крестьянина» Федора
Александрова ожидает погрузки
близ Исаакиевского наплавного
моста5. Согласно сохранившимся
перечням, 25 сентября на «бригге»
в сопровождении двух чиновников и
пяти сторожей в Петрозаводск были
отправлены 142 ящика с печатны-
ми книгами, 38 - с рукописями
и 7 - с вазами, принадлежащими
библиотеке, которые до сих пор
украшают одно из хранилищ ее От-
дела рукописей. Сопровождавшему
груз помощнику библиотекаря
В.
С. Сопикову была дана подробная
инструкция, предписывавшая во
всех не терпящих отлагательства
случаях сноситься с олонецким
гражданским губернатором Вили-
мом Федоровичем Мертенсом, не
вскрывать ящики, «разве которые
подмочены будут», и всячески обе-
регать судно и груз, если окажется,
что «ранняя зима не допустит при-
ехать ныне в Петрозаводск»6.
Ранние снегопады и морозы и
в самом деле воспрепятствовали
успешному окончанию предприя-
тия по перевозу книг и рукописей
библиотеки, но еще раньше «за
противным ветром» с 30 сентября
и по крайней мере до 5-6 октября
судну пришлось простоять на Неве
«против Александровского завода»,
и Оленин уведомил Разумовского,
что вынужден был нанять лошадей,
чтобы протащить судно около 20
верст «до порогов», откуда можно
было воспользоваться «тепереш-
ним ветром»7. В конце октября
«бригг» вмерз в лед на реке Свири
близ деревни Усланки Олонецкого
уезда; на борту оставлены были
сторожа для вычерпывания воды
и «окалывания» вокруг судна льда,
остальные перебрались «на кварти-
ры» в крестьянские избы. Извещая
об этом министра, Оленин, имея
в виду конечную безопасность
15
История Петербурга. № 5 (63)/2011
предыдущая страница 14 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн следующая страница 16 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст